Недельный дайджест строительных новостей #75
150 технических свидетельств с заключениями к ним опубликованы в государственном реестре технических свидетельств автоматизированной информационной системы технического нормирования и оценки соответствия в строительстве (АИС ТНОСС).
Теперь, без каких-либо ограничений, любой желающий может скачивать и изучать информацию о внедряемых в строительстве новых материалах и технологиях.
Работы проводятся с целью создания безбарьерной среды для получения исчерпывающей и проверенной информации, подчеркнул директор ФАУ «ФЦС» Андрей Басов.
«Большинство профильных компаний с пониманием и одобрением восприняли инициативу о публикации технических свидетельств в открытом доступе. В настоящее время в наш адрес поступает большое количество писем от организаций с подтверждением возможности публикации ранее выданных им техсвидетельств. С целью защиты от несанкционированного использования все публикуемые документы имеют цифровые водяные знаки с символикой ФЦС», – сообщил Андрей Басов.
Работы по формированию, наполнению и администрированию информационной системы АИС ТНОСС выполняет ФАУ «ФЦС».
Напомним, в мае 2020 года Минстрой России вынес на публичное обсуждение проект постановления «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. № 1636», после принятия которого процесс получения технических свидетельств, являющихся важным инструментом быстрой интеграции новых материалов и технологий в строительную отрасль, станет еще более простым и прозрачным.
Источник: minstroyrf.gov.ru
Реализация проекта постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» формируют правила установления требований энергетической эффективности и требования к правилам определения класса многоквартирных домов. Постановление не меняет требований по энергоэффективности, соответственно не может их повышать и понижать.
Приказ Минстроя от 17.11.2017 № 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений» также не снижает требований к энергоэффективности зданий.
Требования к расходу тепловой энергии при проектировании зданий и сооружений устанавливались и устанавливаются в документах по стандартизации, которые могут быть использованы для доказательства требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений и в их положениях, которые признаны Правительством РФ обязательными.
Существует устойчивое движение по увеличению требований энергетической эффективности там, где это обусловлено развитием технологии или изменением климата. По мнению Министерства, требования должны повышаться не директивно, а в соответствии с уровнем развития национальной экономики, материально-технической базы, отечественной науки и анализа практики.
Проблематика повышения энергетической эффективности состоит в поиске оптимального расходования энергетических ресурсов на протяжении всего жизненного цикла здания, сопоставлении требуемых капитальных затрат для реализации инвестиционного проекта и эксплуатационных расходов в течение срока владения объектом капитального строительства за счет более быстрой интеграции новых технологий. Это сложный, многофакторный вопрос и для управления им нужен гибкий инструмент, максимально быстро учитывающий климатические и технологические изменения.
Позиция Министерства заключается в последовательном увеличении требований к энергоэффективности с учетом возможностей, представляемых техническим прогрессом. Предлагаемый проект постановления предлагает снизить и административную нагрузку на бизнес, снизить его издержки за счет отсутствия необходимости доказывания фактической оценки.
Источник: minstroyrf.gov.ru
С 1 сентября текущего года из обязательного аукционного перечня исключаются строительные закупки. С этого момента заказчики смогут проводить их как с помощью аукциона, так и посредством конкурса.
Соответствующая новелла закреплена Федеральным законом от 31.07.2020 года N 249-ФЗ, вносящим изменения в федеральное законодательство о контрактной системе, и будет действовать до 1 января 2024 года.
Федеральный закон предусматривает ряд особенностей для закупок работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме. Особенности коснутся закупок с проектной документацией, прежде всего, в отношении их документального оформления.
В частности, в извещении и документации о проведении конкурса не нужно будет указывать сведения о дате и времени рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок, а также сведения о дате подачи участниками окончательных предложений о цене контракта. Процедура направления таких предложений не проводится.
Также в закупочной документации заказчик не сможет требовать от участников предложения о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки. В первой части заявки будет достаточно дать лишь согласие на выполнение работ.
Изменяются и процедурные моменты. После окончания срока подачи заявок не позднее следующего рабочего дня заказчик получит от оператора электронной площадки одновременно: первые и вторые части заявок, предложения о цене контракта, документы по части 11 статьи 24.1 Федерального закона N 44-ФЗ. Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок оформлять не потребуется.
Далее, в течение 5 рабочих дней со дня получения документов и информации, комиссия заказчика должна будет рассмотреть и оценить заявки, оформить результаты рассмотрения вторых частей в протоколе и разместить их в Единой информационной системе (в этом же протоколе при необходимости нужно отразить информацию о признании закупки несостоявшейся), оформить итоговый протокол и разместить его в ЕИС.
Закупка будет признана несостоявшейся, если не поступит ни одной заявки на участие в ней либо все заявки будут отклонены. В этом случае заказчик при необходимости может внести изменения в план-график и провести закупку повторно.
Напомним, что поправки, вступающие в силу с началом осени, далеко не единственные изменения законодательства в сфере государственного заказа. Так, с 1 июля текущего года минимальный размер обеспечения исполнения контракта уменьшился с 5% до 0,5% от начальной (максимальной) цены контракта, был установлен максимальный размер обеспечения исполнения контракта при его казначейском сопровождении, утверждены специальные правила предоставления обеспечения исполнения контракта в случае, если им предусматривается аванс, и пр. Помимо этого, в июне на рассмотрение правительства поступил очередной пакет оптимизационных поправок в законодательство о закупках.
Источник: cntd.ru
Минэнерго РФ рассчитывает осенью внести в Государственную Думу законопроект, исключающий из п.4 ст.60 Водного кодекса запрет на проектирование прямоточных систем технического водоснабжения для объектов тепловой и атомной электроэнергетики. Об этом сообщает «Российская газета».
Как сообщили изданию в Минэнерго, в мае 2018 года документ был внесён в правительство, летом 2019-го были получены замечания.
«Сейчас Минэнерго России ведёт доработку законопроекта согласно замечаниям. Надеемся, что в скором времени мы сможем провести согласительные совещания и, соответственно, внести законопроект в Государственную Думу уже в осеннюю сессию», — сообщили в министерстве.
Запрет был введён более 10 лет назад. Причиной появления в Водном кодексе запрета на проектирование систем прямоточного водоснабжения стало ртутное загрязнение Братского и Усть-Илимского водохранилищ, поясняли в Минэнерго. Причиной загрязнения стали «сбросы сточных вод Братским целлюлозно-бумажным комбинатом, горно-обогатительным комбинатом и предприятиями химической промышленности».
«Экологические риски, связанные с использованием систем прямоточного технического водоснабжения этими предприятиями, были необоснованно распространены на любые системы прямоточного водоснабжения. Между тем цели и способы использования прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики и на предприятиях обрабатывающих и добывающих отраслей существенно различаются. Это обусловливает и существенно различный уровень их экологического воздействия и рисков для водных объектов», — разъясняли ранее в Минэнерго.
По данным Минэнерго России, прямоточные системы как раз имеют ряд преимуществ в области энергосбережения, экологии и экономики. Они, например, обеспечивают наиболее высокую энергетическую эффективность технологического процесса за счет снижения температуры охлаждающей воды (КПД станций с прямоточными системами в среднем на 1,5 процента выше, чем при использовании оборотных систем), что в свою очередь приводит к пропорциональному снижению выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ в окружающую среду. Кроме того, «прямоток» имеет в 1,5-2 раза меньший уровень безвозвратного потребления (изъятия) воды из водных объектов, чем оборотные системы технического водоснабжения с градирнями.
Сейчас в России оборотными системами охлаждается около 63% установленной мощности ЕЭС, прямоточными — 37%. Прямоточными системами оборудовано около 40% мощностей ТЭС и АЭС. Такие же системы широко и без ограничений применяются в электроэнергетике во всём мире, в том числе на более чем 74% установленной электрической мощности АЭС, отмечали в Минэнерго.
Тем не менее для генерирующих компаний упомянутая выше норма Водного кодекса запрещала «всего лишь» проектирование прямоточных систем. То есть уже спроектированные объекты с «прямотоком» можно было строить, уже построенные — эксплуатировать. Хитрая формулировка сдетонировала уже в наше время: системы прямотока на электростанциях невозможно модернизировать, поскольку эти работы запрещено проектировать. Новую станцию с прямотоком, соответственно, тоже не построить. Под угрозой срыва оказались международные проекты у атомщиков. При этом за рубежом прямоточные системы в чести, их строительство поощряется. И только в России она, по сути, оказалась вне закона.
При этом в случае сохранения запрета на проектирование прямоточных систем технического водоснабжения и переходом ТЭС и АЭС на оборотные системы инвестиционные капитальные затраты на строительство минимально оцениваются на уровне 111,07 миллиарда рублей (без НДС). Только строительство новой градирни обойдется в 2,5 миллиона рублей за 1 МВт установленной электрической мощности — это минимальная экспертная оценка затрат.
При этом надо понимать, что не каждую «прямоточную» станцию можно превратить в «оборотную» даже при наличии достаточных финансов. Это касается, например, объектов в черте населенных пунктов, где может банально не оказаться места для водоема-охладителя (для сведения: площадь водоема-охладителя для крупной ТЭС или АЭС составляет до 25 квадратных километров) или градирен.
При этом данная технология также признана наилучшей доступной и активно используется за рубежом. И сейчас речь идет о неоправданных негативных последствиях при необоснованном и огульном переходе с «прямотока» на «оборот»: экологических, бюджетных, тарифных и, как следствие, — социальных.
Так, перевод тепловых и атомных электростанций на оборотные системы технического водоснабжения приведет к увеличению удельного расхода топлива в среднем на 1,5-2 процента, а это не менее 0,72 миллиона тонн условного топлива в год. И, соответственно, к увеличению выбросов в атмосферу загрязняющих веществ на 10,3 тысячи тонн в год и парниковых газов на 2,2 миллиона тонн в год. Прирост сжигаемого топлива в указанном объеме приведет к увеличению выбросов твердых частиц на 1,1 тысячи тонн в год, сернистого ангидрида на 1,8 тысячи тонн в год, оксидов азота (в пересчете на диоксид азота) — на 1,6 тысячи тонн в год, что может негативно сказаться на темпах и качестве реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Кроме того, такие «прибавки» откровенно противоречат Комплексному плану мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации и Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, одной из приоритетных целей которых является уменьшение удельных расходов топлива на выработку электроэнергии и расходов энергии на собственные нужды ТЭК.
Источник: cntd.ru
Приказом Росстандарта от 30 июня 2020 года N 309-ст утвержден ГОСТ 4069-2020 «Огнеупоры и огнеупорное сырье. Методы определения огнеупорности».
Стандарт распространяется на огнеупоры и огнеупорное сырье и устанавливает следующие методы определения огнеупорности в пределах 1580°С-1800°С: метод с применением пироскопов; инструментальный метод. В случае возникновения разногласий в результатах определения огнеупорности в качестве арбитражного следует использовать метод с применением пироскопов.
Вводится в действие на территории РФ с 1 марта 2021 года.
Приказом Росстандарта от 30 июня 2020 года N 326-ст утвержден ГОСТ Р 58898-2020 «Покрытия напольные эластичные, текстильные и ламинированные. Классификация».
Стандарт устанавливает систему классификации эластичных, текстильных и ламинированных напольных покрытий, которая основывается на практических требованиях относительно интенсивности использования напольных покрытий и области их применения. Стандарт также предназначен для применения в качестве руководства изготовителями, потребителями и специалистами, определяющими спецификацию товара или ответственными за закупку конкретных марок и соответствующего класса напольного покрытия для любого участка его использования или конкретного помещения.
Вводится в действие на территории РФ с 1 марта 2021 года.
Приказом Росстандарта от 30 июня 2020 года N 315-ст утвержден ГОСТ Р 58902-2020 «Изделия строительные теплоизоляционные. Методы определения свойств при циклических нагрузках».
Стандарт распространяется на теплоизоляционные строительные изделия и устанавливает метод определения вертикальной деформации при действии циклической нагрузки, а также требования к испытательному оборудованию. Условия испытаний выбирают исходя из конкретных требований предполагаемого применения.
Вводится в действие на территории РФ с 1 марта 2021 года.
Источник: cntd.ru
Для специалистов в области строительства автомобильных дорог
Приказом Росстандарта от 8 июля 2020 года N 352-ст утвержден ГОСТ Р 58911-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение проб».
Стандарт распространяется на нефтяные битумные вяжущие материалы, предназначенные для использования в качестве вяжущих материалов при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте (текущем) автомобильных дорог и устанавливает требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению проб.
Введен в действие на территории РФ с 1 августа 2020 года.
Источник: cntd.ru
Для специалистов в металлургической отрасли
Приказом Росстандарта от 30 июня 2020 года N 332-ст утвержден ГОСТ 14918-2020 «Прокат листовой горячеоцинкованный. Технические условия».
Стандарт распространяется на листовой прокат из низкоуглеродистой стали с цинковым, железоцинковым, цинкалюминиевым, цинкалюмомагниевым, алюмоцинковым покрытиями, нанесенными методом непрерывного погружения в расплав. Оцинкованный прокат предназначен для изготовления профилированных, штампованных и сварных изделий, а также металлических изделий методами изгиба и соединением в замок. Оцинкованный прокат может применяться в качестве основы для производства листового проката с полимерным покрытием по ГОСТ 34180. Антикоррозионная защита, получаемая за счет покрытия, пропорциональна массе или толщине покрытия. Применение строительных конструкций из оцинкованного проката в зависимости от степени агрессивного воздействия газообразных сред при температурах от минус 50°С до плюс 50°С установлено в действующих нормативных документах по защите от коррозии.
Вводится в действие на территории РФ с 1 декабря 2020 года.
Приказом Росстандарта от 16 июля 2020 года N 368-ст утвержден ГОСТ Р 58915-2020 «Прокат толстолистовой из криогенных сталей. Технические условия».
Стандарт распространяется на горячекатаный толстолистовой прокат из криогенных сталей, предназначенный для изготовления подведомственных Ростехнадзору элементов криогенного оборудования, систем и установок.
Вводится в действие на территории РФ с 1 октября 2020 года.
Источник: cntd.ru