[13 – 20 ноября]
ДАЙДЖЕСТ СТРОЙНОВОСТЕЙ
#88
НОВОСТЕЙ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ: 14
РАССЫЛКА ДАЙДЖЕСТА
Одно письмо в неделю с важными
новостями строительной отрасли
В ПОДБОРКЕ СЕГОДНЯ:
- 1. Минстрой России совершенствует нормативную базу для более широкого применения композитных материалов
- 2. Схемы экспертного сопровождения строек могут возобновить
- 3. Автоматизированную систему «Строительные кадры» запустят в 2021 году
- 4. Перечень обязательных требований опять сокращают
- 5. В правилах проектирования сталежелезобетонных конструкций грядут изменения
- 6. Минстрой разработал формы разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию
- 7. Расчётные параметры наружного климата для проектирования систем холодоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха
- 8. Росстандарт сообщил об опечатке в ГОСТ на трубопроводы технологические стальных
- 9. Минстрой намерен скорректировать перечень документов для проведения госэкспертиз
- 10. Минстрой подготовил к утверждению базовый свод правил по сантехник
- 11. Утвержден перечень видов работ, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительств
- 12. Какие изменения могут внести в классификатор объектов капстроительств
- 13. Урегулированы вопросы подготовки межевых и технических планов
- 14. Минстрой намерен актуализировать перечень обязательных нормативно-технических документов в строительной отрасли
1
Минстрой России совершенствует нормативную базу для более широкого применения композитных материалов
Соответствующая работа по внесению изменений в СП 295 «Конструкции бетонные, армированные полимерной композитной арматурой. Правила проектирования» и СП 164 «Усиление железобетонных конструкций композитными материалами. Правила проектирования» находится на завершающем этапе. Обновленные документы появятся в начале 2021 года.
«Преимуществ у композитных материалов достаточно, чтобы способствовать их более широкому внедрению в строительный комплекс. У таких материалов высокая коррозионная стойкость, радиопрозрачность, высокие диэлектрические свойства. Простая технология изготовления и малый вес позволяет экономить на спецтехнике как при возведении конструкций с применением композитной арматуры, так и при усилении несущих конструкций композитами. Стоимость одного погонного метра стальной и композитной арматуры одного и того же диаметра примерно одинакова. Несмотря на очевидные плюсы для большого количества подотраслевых направлений строительства, в России применение композитных материалов долгое время тормозилось. И, прежде всего, из-за отсутствия актуальной нормативной базы. Сейчас мы шаг за шагом переламываем ситуацию, в том числе путем пакетного обновления документов по стандартизации, когда под конкретную точечную задачу корректируется весь необходимый для внедрения технологии комплект сводов правил и стандартов. В данном случае мы говорим о существенных уточнениях расчетной части проектирования», – сообщил заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Дмитрий Волков.
Композитные материалы могут быть использованы при различных строительных работах. Так, композитную полимерную арматуру рекомендуется применять для армирования конструкций при строительстве дорожно-транспортной и городской инженерной инфраструктуры, объектов сельхозназначения, химических производств, сооружений водоподготовки и водоочистки, мелиорации, также и при строительстве шахт, тоннелей, морских и припортовых сооружений, сооружений, эксплуатируемых в условиях высоких электромагнитных полей. А также для армирования фундаментов, трубопроводов, опор линий электропередач, конструкций, эксплуатируемых в условиях воздействия агрессивных сред. В гражданском строительстве композитную полимерную арматуру рекомендуется применять пока только для армирования фундаментов малоэтажных зданий.
«Композитные материалы часто используют для восстановления несущей способности железобетонных конструкций, которая могла снизиться в процессе эксплуатации сооружения, при реконструкции объекта, а также для того, чтобы избежать перегрузку конструкций при перепрофилировании объекта. Одним из главных плюсов усиления конструкций композитными материалами является возможность оставить сооружение в его габаритах. Эта возможность крайне актуальна для городов с плотной застройкой. Еще пара весомых аргументов в пользу этой технологии – не нужны энергозатратные сварочные работы и времязатратные «мокрые» технологии», – добавил Дмитрий Волков.
Что нового появится в СП 295 «Конструкции бетонные, армированные полимерной композитной арматурой. Правила проектирования» и СП 164 «Усиление железобетонных конструкций композитными материалами. Правила проектирования» рассказал один из разработчиков проектов изменений, главный научный сотрудник НИИЖБ им. А.А. Гвоздева АО «НИЦ «Строительство» Тахир Мухамедиев.
По его словам, в Изменение CП 295 включены новые положения по методам расчета конструкций с полимерной композитной арматурой, в том числе: диаграммы деформирования бетона при одноосном растяжении, расчет упругопластического момента сопротивления сечения с учетом неупругих свойств бетона растянутой зоны сечения, расчета прочности изгибаемых конструкций таврового или двутаврового сечений с высотой сжатой зоны, превышающей ее граничное значение.
«Экономическая эффективность Изменения 295 обеспечивается за счет более точной расчетной оценки прочности и трещиностойкости конструкций из бетона с полимерной композитной арматурой. Утверждение проекта документа будут способствовать снижению материалоемкости от 13% до 7% при обеспечении трещиностойкости и деформативности конструкций с композитной полимерной арматурой из бетона класса от В20 до В60 соответственно. То есть, при проектировании, например, типовых балок с углекомпозитной арматурой экономия за счет снижения расхода арматуры составляет в сегодняшних ценах приблизительно 760 рублей на погонный метр балки или порядка 13 % общего расхода композитной арматуры», – объяснил Тахир Мухамедиев.
Говоря об Изменении СП 164 «Усиление железобетонных конструкций композитными материалами. Правила проектирования», Тахир Мухамедиев сообщил, что новые подходы, отраженные в документе, позволят также снизить расход элементов усиления из композитных материалов на 5-7 % при обеспечении жесткости конструкций из бетона класса от В40 до В15 соответственно.
Проект Изменения СП 164 включает в себя новые правила для расчета трещиностойкости усиленных композитными материалами конструкций, которое учитывает различие неупругих свойств разных классов бетона растянутой зоны сечения. В составе документа также – новые правила назначения расчетного сопротивления растяжению полимерного композита при выполнении расчетов на прочность при действии длительных нагрузок, а также новые зависимости для учета начального напряженно-деформированного состояния конструкции при ее усилении.
По словам заведующего кафедрой «Строительные материалы» Казанского государственного архитектурно-строительного университета, советника РААСН Альфреда Сулейманова, необходимо продолжать активную работу по развитию нормативной базы для внедрения полимерных композиционных материалов. В частности, на сегодняшний день не существует стандартизованных методик для установления частных коэффициентов надежности полимерных композитов для заданных условий эксплуатации.
«Материаловеды, разработчики полимерных композиционных материалов не стоят на месте, и, безусловно, композиты нового поколения будут обладать необходимыми эксплуатационными свойствами. Таким образом, сейчас важна также и необходима подготовка нормативных документов, где будут регламентированы методы оперативного определения частных коэффициентов надежности таких материалов с учетом специфики условий эксплуатации конструкций. И для решения этой проблемы мы уже начали работу с подведомственным учреждением Минстроя – ФАУ «ФЦС», – рассказал о проводимой работе Альфред Сулейманов.
2
Схемы экспертного сопровождения строек могут возобновить
“Задача – как можно быстрее, получив проектную документацию, вывести подрядчика на строительную площадку, сократить строительный цикл и быстрее вводить объекты, как это происходит во многих развитых странах. Мы здесь себя критикуем, почему мы не достигли таких возможностей? Но этот процесс идет и мы, корректируя законодательство, получим возможность экспертного сопровождения объектов на этапе проектирования и строительства. Такие схемы были раньше, но иногда надо вспомнить и хорошо забытое старое, если это помогает принятию решений на площадках”, — сказал министр в приветственном слове к VI Всероссийскому совещанию организаций государственной экспертизы.
Он также подчеркнул, что сейчас уже принимаются различные решения, которые выводят проекты на более высокий уровень работы.
“На государственном уровне создана платформа, когда ТЗ будущих объектов отрабатываются федеральной и региональными экспертизами. Это эффективно, поскольку принимаются уже те решения, на которые у заказчика есть финансовые средства. Это новый уровень работы, и мы должны четко подтянуть нормативное законодательство”, — напомнил он.
Файзуллин подчеркнул, что министерство работает с рядом экспертиз в ежедневном режиме, и эта работа будет продолжена.
Источник: ancb.ru
3
Автоматизированную систему «Строительные кадры» запустят в 2021 году
Автоматизированную систему «Строительные кадры», которая поможет более эффективно использовать трудовые резервы строителей, планируется запустить в следующем году, сообщил руководитель Департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин.
«Строительные компании будут иметь там свои аккаунты и смогут оперировать кадровыми резервами. Например, при завершении определенного вида работ наемные рабочие смогут быстрее получать предложения от других строительных компаний. Фактически система будет реализовывать принцип «работа ищет человека», – сказал Сергей Лёвкин.
По его словам, новая автоматизированная система также существенно снизит необходимость переучивать людей для новых видов работ, поскольку работодатели станут получать более четкое представление о процессах, происходящих на рынке труда.
«Для работодателей строительной отрасли система будет функционировать бесплатно. Мы рассчитываем, что она будет востребована, поскольку квалифицированные кадры в стройке – гарантия качественной реализации как частных, так и городских проектов, утвержденных мэром Сергеем Собяниным», – подчеркнул Лёвкин.
Источник: stroi.mos.ru
4
Перечень обязательных требований опять сокращают
Минстрой России подготовил проект очередных изменений в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Документ станет короче на 153 пункта, в которых содержится более 250 обязательных требований.
Согласно пояснительной записке, Перечень № 985, недавно утверждённый правительством, оказался несовершенен. Практика его применения показала наличие в нём технических ошибок, от которых избавились в новой редакции. Обновлённый документ «обеспечит единообразное толкование и применение требований субъектами права», считают в Минстрое. И отмечают, что изменения подготовлены по поручению заместителя председателя правительства РФ Марата Хуснуллина с учетом согласительных совещаний между Минстроем и МЧС России по сокращению дублирующих требований пожарной безопасности.
Общественное обсуждение проекта постановления правительства, утверждающего сокращённый перечень, продлится до 7 декабря.
Источник: sroportal.ru
5
В правилах проектирования сталежелезобетонных конструкций грядут изменения
Минстрой России готовит изменения в СП 266 «Конструкции сталежелезобетонные. Правила проектирования». Проект документа прошел экспертизу в техническом комитете ТК 465 «Строительство» и находится на техническом редактировании в ФАУ «ФЦС».
Правила проектирования сталежелезобетонных конструкций впервые утверждались четыре года назад, хотя в строительстве их используют с начала XX века. В таких конструкциях обеспечивается совместная работа стальной и железобетонной частей с помощью специальной арматуры или изделий – упоров. Удачное сочетание конструктивных материалов обеспечивает компактность, большую несущую способность, высокую огнестойкость конструкций и позволяет снизить их металлоемкость, обеспечив существенную экономию.
В СССР по такой технологии были построены все «сталинские высотки» и многие мосты. В современной России сталежелезобетонные конструкции используются для строительства высотных зданий, торгово-развлекательных комплексов и зрелищных сооружений. Знаковыми объектами с применением подобных конструкций в Москве можно назвать Центр Международной Торговли, Башню Евразия и Башню на Набережной делового района «Москва-Сити», а в Санкт-Петербурге – Лахта Центр.
«До 2016 года в России отсутствовал свод правил, позволяющий проектировать сталежелезобетонные конструкции без разработки СТУ, кроме мостовых сооружений. При этом технология в нашей стране давно себя оправдала и зарекомендовала. Четыре года назад Минстрой исправил нормативный пробел, теперь пришло время учесть результаты апробации правил проектирования сталежелезобетонных конструкций. В частности, среди задач, стоявших перед разработчиками изменений СП 266, был поиск альтернативы стад-болтам и уточнение возможностей применения уголковых гибких упоров», — пояснили в ФАУ «ФЦС».
Также документ устанавливает правила для проектирования полностью обетонированных комбинированных балок в сильно нагруженных конструкциях при действии поперечных сил (к таковым относятся перехватные конструкции над проездами внутри общественных зданий и аутригерные конструкции высотных зданий, а также сооружения военно-космической отрасли).
В составе изменений СП 266 учитываются результаты проведенных прикладных научных исследований, и теперь при проектировании сильно нагруженных изгибаемых и сжатых элементов для конструкций зданий и сооружений любого уровня ответственности больше не потребуется разработка СТУ и проведение дорогостоящих и длительных испытаний. Также в проект документа включен расчет внецентренно сжатых элементов и опция для проектирования колонн высотных и многоэтажных зданий, опор культурно-зрелищных сооружений (стадионов, манежей и т.д.) с применением бетонов класса прочности на сжатие до В80 также без разработки СТУ.
«Если принять, что при текущей динамике возведения зданий в России с применением систем сталежелезобетонных перекрытий будет строиться 5% жилья, а также 20% промышленных и торговых площадей, то чистая экономия по сравнению с «традиционными» перекрытиями, где бетонная часть считается «балластом», составит свыше 8,1 млрд рублей», – рассказал о перспективах экономии один из разработчиков документа Денис Конин.
По словам руководителя Инженерного центра Ассоциации развития стального строительства Алексея Яковлева, ассоциация с особым вниманием следит за любыми изменениями в СП 266, потому что в основе этого документа лежит стандарт организации СТО АРСС «Сталежелезобетонные конструкции. Правила проектирования». «Стоит отметить позитивную динамику в развитии положений СП 266, которые теперь отражают самые современные требования строительной отрасли в части технологичности строительства, подчеркивают экономическую выгоду от применения комбинированных конструкций. Успешный мировой опыт применения сталежелезобетонных конструкций указывает на необходимость продолжать исследовать особенности работы этих конструкций, актуализировать соответствующие своды правил и руководства по проектированию, разрабатывать программное обеспечение для проектировщиков», – подчеркнул Яковлев.
Источник: sroportal.ru
6
Минстрой разработал формы разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию
В соответствии с документом формы разрешений претерпят существенные изменения. Теперь они будут представлены в табличной форме с порядковой нумерацией каждой строки.
Форма разрешения на строительство теперь дополнительно будет содержать:
• данные об общей площади жилых и нежилых помещений, количестве жилых помещений и машино-мест;
• указание о применении типового архитектурного решения (при наличии);
• сведения о внесении исправлений или изменений.
Форма разрешения на ввод в эксплуатацию будет дополнительно содержать:
• сведения о ранее выданных разрешениях на ввод объекта в эксплуатацию в отношении этапа строительства или реконструкции;
• данные о количестве машино-мест;
• сведения о внесенных исправлениях.
Новые формы разрешений разработаны в рамках установления единых стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг по выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Ранее действовавший приказ Минстроя от 19.02.2015 №117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» будет признан утратившим силу.
Публичное обсуждение проекта приказа профильного ведомства продлится до 25 ноября 2020 года.
https://regulation.gov.ru/projects#npa=110348
Источник: ancb.ru
7
Расчётные параметры наружного климата для проектирования систем холодоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха
Системы вентиляции, холодоснабжения и кондиционирования воздуха, обеспечивающие оптимальные условия микроклимата для общественных и производственных зданий, являются крупными потребителями материальных и энергетических ресурсов. Холодильная мощность систем может достигать нескольких тысяч киловатт, а их стоимость – десятков миллионов рублей. Корректный выбор расчетных параметров наружного климата при проектировании систем холодоснабжения позволяет добиться экономии первоначальных затрат на их устройство, а также снизить потребление энергоресурсов в процессе эксплуатации на 15-25%.
В библиотеку также добавлены свежие номера журналов АВОК N 7 за 2020 год, Вестник МГСУ N 8 за 2020 год, Вестник НИЦ Строительства N 3 за 2020 год.
Предлагаем посетить электронную Библиотеку строителя или Библиотеку проектировщика и ознакомиться с материалами.
Источник: cntd.ru
8
Росстандарт сообщил об опечатке в ГОСТ на трубопроводы технологические стальных
Росстандарт в письме от 11.11.2020 N 3341-ОГ/03 сообщил об опечатке в “ГОСТ 32569-2013 Трубопроводы технологические стальные. Требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах”.
В приложении А ГОСТ 32569-2013 допущена опечатка.
В таблице А1 ГОСТ 32569-2013 вместо ГОСТ Р 54157-2010 “Трубы стальные профильные для металлоконструкций. Технические условия” должен быть указан ГОСТ Р 54159-2010 “Трубы стальные бесшовные и сварные холоднодеформированные общего назначения. Технические условия”.
Технический комитет по стандартизации N 155 “Соединения трубопроводов общемашиностроительного применения” находится в стадии реорганизации.
Ошибка будет исправлена разработчиком ГОСТ 32569-2013 – Ассоциацией “СЦ НАСТХОЛ”
Источник: cntd.ru
9
Минстрой намерен скорректировать перечень документов для проведения госэкспертиз
На портале проектов нормативно-правовых актов размещен проект постановления Правительства РФ “О внесении изменения в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145“, ознакомиться с документом можно по ссылке: https://regulation.gov.ru/p/110130.
Проектом постановления вводится возможность предоставления на госэкспертизу письма, подтверждающего указанную в заявлении сметную или предполагаемую (предельную) стоимость строительства или реконструкции объекта капитального строительства, подписанного:
– руководителем (его заместителем или должностным лицом по доверенности) федерального органа исполнительной власти;
– высшим должностным лицом (его заместителем или должностным лицом по доверенности) высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
– главой (его заместителем или должностным лицом по доверенности) местной администрации;
– руководителем (его заместителем или должностным лицом по доверенности) организации, являющейся главным распорядителем средств федерального бюджета;
– руководителем (его заместителем или должностным лицом по доверенности) госкомпании или госкорпорации.
Такое письмо должно также содержать информацию о предполагаемых источниках финансирования строительства или реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренных законом (решением) о бюджете, либо внебюджетных источниках.
Требование будет действовать при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении:
– объектов капитального строительства государственной собственности РФ;
– капитального строительства юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, включая государственные компании и корпорации, строительство, реконструкция которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ;
– в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ и (или) муниципальной собственности, в том числе объектов, строительство, реконструкция которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета;
– в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых финансируется с привлечением средств государственных компаний и корпораций;
– при детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) в составе федеральных целевых программ.
Ранее портал ЕРЗ.РФ информировал об изменении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы.
Публичное обсуждение проекта постановления продлится до 25 ноября 2020 года.
Источник: cntd.ru
10
Минстрой подготовил к утверждению базовый свод правил по сантехник
Системы внутреннего водопровода и канализации зданий являются системами жизнеобеспечения, без нормального функционирования которых нельзя обеспечить ни безопасную и комфортную жизнедеятельность человека, ни безопасное содержание и эксплуатацию жилых, общественных и производственных зданий.
“Свод правил по внутреннему водопроводу и канализации был написан под технологические возможности, которые имелись еще 35 лет назад. Поэтому при работе над проектом нового СП 30 мы постарались учесть результаты научно-исследовательских работ, проведенных в последнее время. Так, на основании обработки актуальных статистических данных удалось уточнить среднесуточную норму расхода воды для жилых зданий – ключевой показатель инженерного обеспечения, непосредственно влияющий на стоимость объектов капстроительства. При этом требования свода правил были систематизированы и приведены в вид, удобный для пользователей, инженеров и экспертов. Для этого документ проходил широчайшее публичное обсуждение, по результатам которого непосредственные исполнители работы, профессионалы-практики и ученые, имели своей задачей максимально тщательно проработать и учесть позицию всех заинтересованных лиц”, – сказал заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Дмитрий Волков.
“Норму расхода воды для жилых зданий в среднем за сутки действительно удалось существенно снизить: с 210 до 160-180 л – в зависимости от способа организации горячего водоснабжения, т.е. примерно на 15-25%, что линейно проецируется также и на стоимость подключения к централизованным сетям”, – подчеркнул руководитель лаборатории “Технологическая интенсификация объектов водоснабжения и канализации” НИИСФ РААСН Дмитрий Фрог.
По словам вице-президента НП “АВОК” Александра Колубкова, в своде правил для водопроводных стояков предусматривается использование комплектных изделий, включающих одновременно регулятор давления, фильтр и запорное устройство – в одном корпусе (квартирные регуляторы давления). Это позволит в разы уменьшить количество разъемных соединений в системе водоснабжения, а значит, снизить вероятность аварий и протечек, ускорить монтаж и эксплуатацию водопроводных стояков, сократить габариты обвязки узлов установки счетчиков холодной и горячей воды на поквартирных ответвлениях, что также позитивным образом скажется на требуемых габаритах сантехнических шкафов.
В составе проекта нового СП 30 теперь обеспечена возможность оснащения ванных комнат электрифицированными полотенцесушителями, подключенными к системе электроснабжения потребителя, а также впервые сформулирована рекомендация по замене воды питьевого качества на природную или частично очищенную воду для водопотребителей, у которых нет необходимости в питьевом качестве (при соответствующем технико-экономическом и санитарно-гигиеническом обосновании).
“Проект документа учитывает положения 56 согласованных СТУ Минстроя России и Правительства Москвы, проанализированных в рамках исполнения поручения профильного заместителя председателя Правительства Российской Федерации Марата Шакирзяновича Хуснуллина, в том числе: в части прокладки разводящих трубопроводов под потолком входных вестибюлей, прокладки стояков хозяйственно-бытовой канализации верхних этажей здания в коммуникационных шахтах без установки ревизий; в части допуска присоединения санитарных приборов к системе водоотведения, изолированной от системы водоотведения вышерасположенных помещений, с устройством отдельного выпуска и многие другие требования”, – отметил заместитель директора ФАУ “ФЦС” Александр Неклюдов.
“Открытая системная работа по пересмотру СП 30 – результат плотного взаимодействия профессионалов и ученых на единой экспертной площадке. Экономический эффект от пересмотра свода правил в масштабах страны может достигать многих сотен миллионов рублей. Составляющие экономического эффекта – новые технологии, оптимизация мощностей, сокращение сроков проектирования и строительства, в том числе за счет уменьшения периодов сбора исходно-разрешительной документации и даже сокращение сроков разработки проектной документации за счет применения типовых решений”, – добавил Александр Колубков.
По словам замглавы Минстроя России Дмитрия Волкова, синергетический эффект нового документа – результат кропотливой работы по его обновлению с учетом системных установок по внедрению новых технологий и сокращению сметной стоимости строительства. Но, что тоже важно, СП 30 оперирует и с проблематикой энергетической эффективности зданий. В нем установлены требования по сбору и использованию дождевых и талых вод на поливомоечные, противопожарные и технологические нужды. Это элементы настоящего “зеленого”, экосистемного подхода при проектировании и строительстве ОКС.
Работы по пересмотру СП 30 организованы ФАУ “ФЦС”, подведомственным учреждением Минстроя России. Проект документа подготовлен авторским коллективом НП “АВОК” и НИИСФ РААСН.
В настоящее время завершается процедура экспертизы проекта документа в ТК 465 “Строительство”.
Источник: cntd.ru
11
Утвержден перечень видов работ, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительств
Национальное объединение изыскателей и проектировщиков предлагает ознакомиться с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2020 г. N 1798 “Об утверждении перечня видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации, порядке их выполнения, а также экологических требованиях к их выполнению”.
В соответствии с частью 1.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 31.07.2020 г. N 264-ФЗ “Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”) до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения подготовительные работы, не причиняющие существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, могут выполняться со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации.
Установление перечня видов таких работ, порядка их выполнения и экологические требования к их выполнению указанным Федеральным законом отнесены к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Указанным документом к подготовительным работам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство, отнесены:
– подготовка земельного участка, на котором предполагается строительство (освобождение от деревьев, снос объектов, обращение с отходами);
– устройство ограждения строительной площадки;
– выполнение работ по созданию геодезической разбивочной основы для строительства;
– размещение некапитальных строений и сооружений;
– устройство: временных дорог и подъездных путей, временных сетей инженерно-технического обеспечения, рельсовых подкрановых путей, фундаментов стационарных кранов, дренажей и мелкозаглубленных водоотливов.
Источник: cntd.ru
12
Какие изменения могут внести в классификатор объектов капстроительств
На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект приказа Минстроя “Об утверждении классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства)”, ознакомиться с документом можно по ссылке: https://regulation.gov.ru/p/110523.
В новом классификаторе объекты строительства наделены унифицированной характеристикой “функциональное назначение”, используемой для осуществления поиска и отбора объектов строительства, аналогичных по функциональному назначению.
Как отмечают разработчики новой версии классификатора, существующая классификация объектов капитального строительства, в зависимости от функционального назначения, является недостаточной для идентификации и не дает сделать вывод об аналогичности объекта капитального строительства в целях применения ст.48.2 ГрК РФ.
Указанная статья ГрК РФ устанавливает основания признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного применения.
Напомним, что классификатор объектов капстроительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям необходим для унификации подходов к обозначению объектов, архитектурно-строительного проектирования и ведения Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капстроительства (ЕГРЗ).
В соответствии с ч.12.3 ст.48 ГрК РФ, сведения об объекте капстроительства в задании застройщика или технического заказчика на проектирование и в проектной документации подлежат указанию в соответствии с классификатором объектов капстроительства.
В случае утверждения документа ныне действующий аналогичный приказ Минстроя от 10.07.2020 N 374/пр будет признан утратившим силу.
Обсуждение проекта приказа продлится до 4 декабря 2020 года.
Источник: cntd.ru
13
Урегулированы вопросы подготовки межевых и технических планов
Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 октября 2020 года N П/0393 “Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места”.
На 2021-2026 годы Росреестр установил требования:
– к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка;
– к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке;
– к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места.
Источник: cntd.ru
14
Минстрой намерен актуализировать перечень обязательных нормативно-технических документов в строительной отрасли
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен для общественного обсуждения проект постановления Правительства Российской Федерации “О внесении изменений в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”.
Проект постановления Правительства Российской Федерации “О внесении изменений в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” (далее – проект постановления, Перечень), разработан в целях сокращения частей национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” (далее – Федеральный закон N 384-ФЗ), в настоящее время содержащихся в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 года N 985 (далее – Перечень N 985), за счет:
– исключения дублирования требований, относящихся к нескольким видам безопасности, в том числе к требованиям пожарной безопасности;
– исключения ряда избыточных требований.
На основании согласительных совещаний между Минстроем России и МЧС России, проведенных в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.Хуснуллина от 17 июня 2020 года N МХ-П16-88пр по вопросам рассмотрения замечаний и предложений МЧС России, перечень, прилагаемый к проекту постановления (относительно Перечня N 985), сокращен на 105 пунктов, дублирующих требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” (Протокол Минстроя России от 31 июля 2020 года N 556-ПРМ-ДВ).
Указанные требования исключены из следующих сводов правил:
– из СП 19.13330.2019 “Сельскохозяйственные предприятия. Планировочная организация земельного участка (СНиП II-97-76 “Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий”) – исключен 1 пункт, 2 требования;
– из СП 31.13330.2012 “СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения” – исключены 3 пункта, 6 требований;
– из СП 36.13330.2012 “СНиП 2.05.06-85* “Магистральные трубопроводы” – исключен 1 пункт, 1 требование;
– из СП 43.13330.2012 “СНиП 2.09.03-85 Сооружения промышленных предприятий” – исключен 1 пункт, 1 требование;
– из СП 54.13330.2016 “СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные” – исключены 22 пункта, 38 требований;
– из СП 56.13330.2011 “СНиП 31-03-2001 Производственные здания” – исключены 2 пункта, 3 требования;
– из СП 60.13330.2016 “СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха” – исключен 1 пункт, 2 требования;
– из СП 61.13330.2012 “СНиП 41-03-2003 “Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов” – исключены 2 пункта, 4 требования;
– из СП 88.13330.2014 “СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны” – исключен 1 пункт, 1 требование;
– из СП 89.13330.2016 “СНиП II-35-76 Котельные установки” – исключены 3 пункта, 5 требований;
– из СП 90.13330.2012 “СНиП II-58-75 Электростанции тепловые” – исключены 3 пункта, 5 требований;
– из СП 91.13330.2012 “СНиП II-94-80 Подземные горные выработки” – исключен 1 пункт, 2 требования;
– из СП 92.13330.2012 “СНиП II-108-78 Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений” – исключен 1 пункт, 1 требование;
– из СП 113.13330.2016 “СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей” – исключены 37 пунктов, 65 требований;
– из СП 118.13330.2012 “СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения” – исключены 5 пунктов, 9 требований;
– из СП 120.13330.2012 “СНиП 32-02-2003 Метрополитены” – исключен 1 пункт, 2 требования;
– из СП 122.13330.2012 “СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные” – исключены 12 пунктов, 21 требование;
– из СП 123.13330.2012 “СНиП 34-02-99 Подземные хранилища газа, нефти и продуктов их переработки” – исключен 1 пункт, 1 требование;
– из СП 128.13330.2016 “СНиП 2.03.06-85 Алюминиевые конструкции” – исключены 7 пунктов, 12 требований.
Кроме того, на основании поступивших от профессионального сообщества предложений Перечень (относительно Перечня N 985) сокращен в части следующих пунктов:
из СП 14.13330.2018 “СНиП II-7-81* “Строительство в сейсмических районах” исключено 1 требование – пункт 6.1.2б (таблица 6.1а), устанавливающий предельные высоты (этажность) зданий в зависимости от конструктивного решения; применение данного пункта на обязательной основе вводит новые ограничения по этажности для конкретных конструктивных решений и типов зданий; пункты 5.11, 5.23, 5.26, 5.32, 6.7.7, 6.7.12б, 6.7.12в, 6.9.1, 8.5 – на основании предложения разработчика СП 14.13330.2018 (АО “НИЦ “Строительство””) – согласно части 2 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ в обязательный Перечень могут включаться документы и их части, содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений; данные пункты свода правил не содержат требований безопасности, а лишь устанавливают способы реализации этих требований, их применение на обязательной основе может привести к необходимости разработки специальных технических условий;
из СП 54.13330.2016 “СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные” исключен пункт 9.32, регламентирующий устройство мусоропроводов во вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных зданиях этажностью пять этажей в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690 – в целях исключения дублирования санитарно-эпидемиологических требований;
из ГОСТ 27751-2014 “Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения” исключен пункт 12.7, регламентирующий необходимость разработки специальных технических условий (СТУ) на изготовление и возведение строительных конструкций для зданий и сооружений класса КС-3, т.к. разработка СТУ предусмотрена 384-ФЗ, порядок согласования – приказом Минстроя России от 15 апреля 2016 года N 248/пр;
из ГОСТ Р 52044-2003 “Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения” исключены пункты 5.1 и 5.2, которые не содержат требований безопасности и фактически дают отсылку к неограниченному перечню документов.
Также в Перечне (относительно Перечня N 985) исключен ряд пунктов (35 пунктов из 17 СП), устанавливающих требования к дополнительным согласованиям градостроительной и проектной документации, не предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, Перечень (относительно Перечня N 985) сокращен всего на 153 пункта (включающих в себя 254 требования безопасности), включая избыточные требования, а также дублирующие требования пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, что приведет к дополнительному сокращению требований, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ, на 3,6%.
Кроме того, практика применения Перечня N 985 показала наличие в нем технических ошибок, исключение которых в новой редакции Перечня разрешит возникающие вопросы и обеспечит единообразное толкование и применение требований субъектами права.
Реализация проекта постановления будет содействовать устранению избыточных административных барьеров в строительстве для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, упорядочиванию нормативных технических требований в строительстве, применяемых субъектами градостроительной деятельности, включая изыскателей, проектировщиков, строителей и экспертные организации.
В этой связи реализация проекта постановления будет способствовать достижению целей государственных программ, к результатам которых отнесено создание объектов капитального строительства.
Реализация проекта постановления не потребует дополнительных затрат для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, дополнительных расходов из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Проект постановления предусматривает исключительно сокращение частей стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ, включенных в Перечень N 985, а также устранение технических ошибок, содержащихся в Перечне N 985.
Учитывая вышеизложенное, проектом постановления не вводятся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
О внесении изменений в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”
Дата окончания публичного обсуждения – 7 декабря 2020 года.
Источник: cntd.ru
«Будьте с нами и читайте подборку самых важных строительных новостей недели в одном дайджесте»
Иван Дубинин
Маркетолог компании
«Мобильные решения для строительства»