19 — 26 марта

ДАЙДЖЕСТ СТРОЙНОВОСТЕЙ

#103

10 НОВОСТЕЙ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ

РАССЫЛКА ДАЙДЖЕСТА

Одно письмо в неделю с важными
новостями строительной отрасли

В ПОДБОРКЕ СЕГОДНЯ

1

У строительной отрасли не будет своей стратегии

Похоже, что строительная отрасль не дождётся своей Стратегии развития, над которой практически целый год коллективно трудилось всё профсообщество. В правительстве разработают иной документ, подтвердил на заседании Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ глава Минстроя Ирек Файзуллин.

«Иной документ» — это Стратегия социально-экономического развития России до 2030 года, к разработке которой правительство приступило в начале текущего года. Документ разрабатывают пять рабочих групп по пяти направлениям развития. Одна из групп — «Агрессивное развитие инфраструктуры», которой руководит профильный вице-премьер Марат Хуснуллин. Данное направление будет включать в себя все национальные цели и задачи, связанные со строительством и созданием комфортной среды. Так что вполне возможно, что утверждать отдельные стратегии развития стройотрасли и ЖКХ уже не понадобится, отметил глава Минстроя.

«По большому счету, те стратегии, которые у нас готовы, – мы их свели к январю месяцу к возможности утверждения правительством. К апрелю — маю уже будет понятно, в каком виде мы из тех материалов сможем сформировать необходимый документ: либо это постановление правительства, либо наши приказы, либо это уже во исполнение будущей утвержденной стратегии, в том числе фронтальной стратегии развития всей страны», — цитирует Файзуллина «Интерфакс».

Источник: sroportal.ru

2

Минстроем России разработан законопроект по поддержке стройотрасли в условиях изменения цен на строительные ресурсы

Минстрой России разработал проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон № 44-ФЗ).

Изменения, предусмотренные законопроектом, распространяются на государственные контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. Проект закона предлагает установить новое основание для изменения существенных условий цены контракта, которые позволят заказчику изменить цену контрактов, заключенных на срок не менее одного года, без необходимости заключения нового контракта.

В частности, к таким основаниям добавлены случаи, когда в период исполнения контракта произошло существенное изменение стоимости одной и более позиций ценообразующих строительных ресурсов, приведшее к изменению общей стоимости выполнения работ более чем на 5%, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Законопроект направлен на поддержку строительной отрасли в меняющихся экономических условиях и нивелирование последствий, одним из которых является повышение цен на строительную продукцию. Кроме того, законопроект ориентирован на исключение невозможности исполнения заключенных контрактов. Эта мера поддержки рассчитана в том числе на обеспечение реализации объектов капитального строительства, создаваемых в рамках национальных проектов.

Минстроем России проведена экспертная оценка возможного увеличения государственных капитальных вложений в связи с ростом цен на строительные ресурсы на примере металлических изделий, которые являются ценообразующими ресурсами и оказывают существенное влияние на конечную стоимость строительства объекта. По результатам анализа установлено, что увеличение стоимости металлических изделий и конструкций на 60% приводит к росту стоимости строительства в среднем на 5%.

Благодаря предлагаемому законопроекту у заказчика должно появится право на внесение изменений в условия договора в связи с изменением цены на строительную продукцию, которое будет являться существенным обстоятельством. В настоящее время таких прав для заказчика законодательством не установлено.

Обоснования таких изменений будут представляться заказчиком в письменной форме. Порядок расчета и предоставления обоснований предлагается утверждать Правительством Российской Федерации.

Изменения стоимости контракта будут осуществляется как при существенном росте стоимости ценообразующих строительных материалов и оборудования, так и при снижении их стоимости.

На ряду с поддержкой строительной отрасли Минстроем России в Правительство Российской Федерации направлены предложения по ряду мер, направленных на снижение стоимости металлопродукции на внутреннем рынке.

Источник: minstroyrf.gov.ru

3

BIM-технологии помогут управлять жизненным циклом зданий

Специалисты Департамента градостроительной политики Москвы вместе с коллегами из других органов исполнительной власти работают над созданием Концепции управления жизненным циклом зданий с использованием BIM-технологий, сообщил руководитель ведомства Сергей Лёвкин.

«По поручению мэра Сергея Собянина Москва, как и большинство городов мира, постепенно переходит на цифровой формат строительства. Совместно со специалистами различных органов исполнительной власти Москвы мы разработали техническое задание на создание концепции. Сейчас определяются состав и объем работ, необходимых для ее практической реализации. Работы по подготовке Концепции предполагается выполнить в несколько этапов. Сначала будет проведен всесторонний анализ сегодняшнего уровня применения цифровых технологий и перспективы их развития, определены цели и задачи внедрения ТИМ. На следующих этапах разработки Концепции планируется подготовить детальные «дорожные карты» по каждому направлению внедрения ТИМ и постановки целевых задач органам исполнительной власти», – отметил Сергей Лёвкин.

По его словам, концепция предусматривает полноценный переход от управления документами к управлению данными и работе с информационными моделями.

«Ожидаемым результатом будет повышение качества проработки управленческих и технических решений, сокращение количества административных процедур в рамках подготовки обоснования инвестиций, землеустроительной, градостроительной, проектной документации, строительства, ввода объекта в эксплуатацию, государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов недвижимости. Кроме того, это существенно уменьшит сроки реализации проектов и повысит «прозрачность» работы всех участников инвестиционно-строительных проектов», – добавил он.

Руководитель Департамента также отметил, что органами исполнительной власти Москвы ведется работа по определению потребностей в специалистах, владеющих BIM-технологиями, и составе учебных программ для их подготовки.

«Для успешной организации перехода строительного комплекса города Москвы на использование BIM планируется создание центров компетенций по BIM во всех органах исполнительной власти, участвующих в процессах строительства и эксплуатации зданий и сооружений. Также необходимо направить усилия на подготовку кадров, в первую очередь заказчиков всех уровней, обладающих BIM-компетенциями», – подчеркнул Лёвкин.

Источник: stroi.mos.ru

4

Техсовет НОСТРОЙ готов доработать Концепцию совершенствования системы техрегулирования

Технический совет НОСТРОЙ изучил поступившую из Минстроя отраслевую Концепцию совершенствования системы технического нормирования и регулирования и пришёл к выводу, что документ нуждается в доработке. С этой целью техсовет решил создать рабочую группу под руководством Сергея Хвоинского и представить результаты своих трудов на заседании в апреле.

Заключение, утверждённое техсоветом, направится в Минстрой России. В документе отмечается, что в Концепции следует ограничиться чётким определением существующих проблем системы технического регулирования и конкретными предложениями по их решению, избавившись от лишней информации о нынешнем состоянии системы. Анализ международного опыта, по мнению техсовета, также нужно вынести за рамки Концепции и оформить как справочное приложение.

В то же время в Концепцию следует добавить положения, касающиеся оценки соответствия требованиям технических регламентов и другим нормативным техническим документам. В предыдущей редакции, разработанной НОПРИЗ в 2016 году, направления совершенствования системы оценки соответствия в строительстве предлагались, отмечают в техсовете. Также в Концепции должны найти отражение:

  • необходимость создания четкой системы нормативного регулирования на всех этапах жизненного цикла здания и сооружения с учетом комплексного подхода к обеспечению безопасности и качества объекта капитального строительства;
  • необходимость создания основного нормативного документа, определяющего цели, принципы и структуру нормативных документов в строительстве;
  • необходимость разработки и утверждения основополагающих документов системы технического регулирования в строительстве, устанавливающих требования к формированию программ разработки документов, их содержанию, оформлению и т.д.;
  • необходимость создания документа, устанавливающего единые подходы к терминологии и определяющего однозначное толкование терминов, применяемых в строительстве;
  • обеспечение соответствия и соблюдения требований действующего законодательства об обязательных требованиях, установленных 247-ФЗ;
  • необходимость разработки системы существующих нормативных технических документов в строительстве, включая СТУ, по видам работ в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства для выявления пробелов в нормативном регулировании отдельных этапов и подэтапов жизненного цикла.

Также в техсовете отмечают, что предлагаемая Концепция не предусматривает нормативное регулирование обеспечения безопасности строительных материалов, изделий и конструкций. Нет в Концепции и положений, направленных на развитие системы подготовки квалифицированных кадров для отрасли, включая независимую оценку квалификации.

Возвращение норм технологического проектирования (ОНТП) как вида специализированных документов по проектированию в техсовете поддерживают, как и создание при Минстрое научно-технического координационного совета по стандартизации в строительстве. Однако создавать такой совет в качестве альтернативы техническим комитетам по стандартизации вряд ли стоит, — лучше ввести в состав совета представителей этих комитетов.

Чтобы выработать согласованную позицию по доработке Концепции, Технический совет рекомендует нацобъединению предложить Минстрою создать рабочую группу на базе НОСТРОЙ под председательством Дмитрия Волкова, объединив в ней представителей НОПРИЗ, РСС, РСПП и прочих заинтересованных организаций. Для проведения согласительных совещаний техсовет готов предоставить свою площадку.

Источник: sroportal.ru

5

Главгосэкспертиза займётся статистикой в сфере строительной экспертизы

Минстрой России назначил Главгосэкспертизу оператором по сборке, обработке и анализу статистических данных о деятельности юрлиц, занятых в сфере экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Статинформация позволит получить представление об общих объемах деятельности института строительной экспертизы в России, оценить кадровый потенциал и эффективность его использования, а также экономический эффект от деятельности системы государственной экспертизы.

Сбор, обработка и анализ первичных статданных проводятся в рамках Федерального плана статистических работ, отмечают в Главгосэкспертизе. Предоставление сведений респондентами осуществляется на регулярной основе с периодичностью в полгода для организаций государственной экспертизы (к 1 апреля и 15 июля) и один раз в год — для негосударственной (до 1 апреля). Первичные статистические данные представляются в электронной форме через личный кабинет на Сервисе сбора отчетности.

Источник: sroportal.ru

6

Техрегулирование в стройотрасти и ТК 465: решать судьбу будут Минстрой и Росстандарт

Глава Минстроя России Ирек Файзуллин вместе с руководителем Росстандарта Антоном Шалаевым провели 22 марта совместное совещание по вопросам формирования и оптимизации технических комитетов в сфере строительства.

Как сообщила пресс-служба Минстроя России, 22 марта на площадке Российского союза строителей состоялось совместное совещание руководства Минстроя России и Росстандарта, на котором были приняты ключевые решения о развитии техрегулирования в строительной отрасли, а также о дальнейшем функционировании технических комитетов, в чьи полномочия входит разработка нормативных технических документов в сфере строительства.

По информации Агентства новостей «Строительный бизнес», в совещании приняли участие, помимо Ирека Файзуллина и Антона Шалаева, руководитель ФАУ «ФЦС» Сергей Музыченко, директор Правового департамента Минстроя России Олег Сперанский, президент НОСТРОЙ Антон Глушков, президент НОПРИЗ Михаил Посохин, президент Российского союза строителей Владимир Яковлев, председатель ТК 400 Лариса Баринова, председатель комитета ТПП РФ по техрегулированию Сергенй Пугачев, вице-президенты РСС Владимир Дедюхин и Анвар Шамузафаров и другие заинтересованные в развитии технического регулирования лица.

Причиной для совещания стало возможное реформирование ТК 465 «Строительство»,  поскольку в соответствии с новым стандартом и составе ТК в них может быть не более 100 человек. В ТК 465 сейчас состоит почти 370 членов более, чем в 20 подкомитетах. В целом структура ТК 465 крайне неповоротливая, своды правил и национальные стандарты принимаются медленно, решения об их утверждении подчас довольно спорные. О том, что ТК 465 нужно реформировать, говорила его бывший председатель Лариса Баринова еще в 2013 году. Однако за прошедшие 8 лет проблемы только накопились.

К тому же в середине февраля с.г. в качестве инициативы «с мест» появились уведомления Росстандарта о формировании трех новых ТК: в области информационного моделирования, инженерных изысканий и стального строительства. И это при том, что соответствующие подкомитеты уже есть в ТК 465.

И последнее: количество технических комитетов, которые в той или иной степени занимаются стандартизацией в сфере строительства, не знает никто, даже Росстандарт. Из-за этого появляются своды правил и Национальные стандарты, дублирующие или противоречащие друг другу. Так что пора этот процесс приводить в единое русло.

В процессе обсуждения трех этих проблем были приняты следующие решения:

– Сформировать координационный совет, в который войдут представители Минстроя России и Росстандарта для того, чтобы выработать единый подход к развитию стандартизации в строительной отрасли, в том числе, в части реформирования ТК 465. Пока было принято решение его не делить, а проанализировать работу и подготовить предложения по реформированию.

– Составить и проанализировать перечень ТК, которые занимаются вопросами стандартизации в строительстве, на основе анализа подготовить предложения о формировании общей структуры технического регулирования в строительной отрасли.

– Обсудить возможность, в том числе, закрепить это законодательно, координирующей роли ТК 465 при работе всех ТК над стандартами в сфере строительства. При этом выработать четкую позицию по созданию новых технических комитетов, которые дублируют функции уже действующих ТК.

Конечным итогом всей это работы должно стать упорядочивание техрегулирования в строительной отрасли и формирование четкой структуры и взаимодействия всех ТК в сфере строительства.

Источник: ancb.ru

7

Светлана Иванова назначена статс-секретарем – замминистра строительства и ЖКХ РФ

Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал распоряжение о назначении Светланы Ивановой статс-секретарем – заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Биография

Светлана Иванова родилась в 1981 году в г. Прага ЧССР.

В 2004 году окончила Костромской государственный технологический университет по специальности «юриспруденция».

С 1999 по 2004 год работала в различных организациях юрисконсультом. 

С 2004 по 2011 год работала в органах государственной власти Костромской области.

С 2011 по 2012 год – начальник правового управления администрации Костромской области, статс-секретарь – заместитель губернатора Костромской области.

С 2012 года по 2014 год – директор Департамента правового обеспечения, заместитель Министра регионального развития Российской Федерации, статс-секретарь заместитель Министра регионального развития Российской Федерации.

С 2015 года по 2019 год работала в Администрации Президента Российской Федерации.

С 2019 по март 2021 года работала в Аппарате Правительства Российской Федерации в различных должностях: с марта 2020 года – заместитель директора Департамента регионального развития и инфраструктуры Правительства Российской Федерации.

19 марта 2021 года распоряжением Правительства Российской Федерации назначена статс-секретарем – заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Источник: minstroyrf.gov.ru

8

Льготные займы членам СРО разрешили использовать на внедрение BIM-технологий

23 марта 2021 года официально опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.2021 N 423 о внесении изменений в Положение об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам.

Подзаконный акт принят в целях обеспечения действия поправок в градостроительное законодательство, продливших право выдачи займов членам СРО в сфере изысканий, проектирования и строительства за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств до 1 января 2022 года. Поправки в Градкодекс были приняты три месяца назад, но постановление, продлевающее сроки и уточняющее порядок их выдачи, вышло только сейчас.

В документе учтены предложения НОПРИЗ по расширению целей получения займов на обеспечение организаций вычислительной техникой и типовыми программами для внедрения технологий информационного моделирования.

Применение BIM-технологий при проектировании и строительстве станет обязательным для участников госзаказа с 1 января 2022 года. В Национальном объединении изыскателей и проектировщиков уверены, что данная мера ускорит внедрение и развитие BIM-технологий и позволит перейти к формированию соответствующих компетенций у специалистов.

Перечень целей получения займов СРО также дополнен уплатой обеспечения заявки на участие в закупках и приобретением стройматериалов.

Изменения, внесенные в постановление от 27 июня 2020 года N 938, вступают в силу со дня их официального опубликования.
 
Источник: cntd.ru
 

9

Разработан проект межгосударственного стандарта на технические условия к хризотиловому картону

Разработан проект межгосударственного стандарта:

Проект ГОСТ Картон хризотиловый. Технические условия

Разработчиком документа является: АО “НИИпроектасбест”.

Срок публичного обсуждения проекта: 19.03.2021-19.05.2021.

Источник: cntd.ru

10

В первом чтении принят законопроект, исключающий получение технических условий

Госдума в первом чтении приняла проект федерального закона N 1100846-7 “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка предоставления технических условий, необходимых для осуществления архитектурно-строительного проектирования”.
     
Законопроект направлен на исключение необходимости получения технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, предусмотренных ч.7 ст.48 ГрК РФ, – как самостоятельного документа с учетом того, что содержащаяся в них информация (о максимальной нагрузке в возможных точках подключения и сроках подключения) предоставляется, согласно ст.57.3 ГрК РФ, в градостроительный план земельного участка (ГПЗУ).
     
Портал ЕРЗ ранее подробно рассказывал об этом проекте.
     
Для разработки проектной документации законопроект предусматривает использование “технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, являющихся неотъемлемой частью договоров о подключении (технологическом присоединении)”, в связи с тем, что технические условия подключения, выдаваемые как самостоятельный документ в соответствии с ч.7 ст.48 ГрК РФ, не содержат информации, необходимой для проектирования конкретного объекта капитального строительства, а также не предусматривают резервирование мощности.
     
В целях исключения некорректного толкования и использования в правоприменительной практике понятия “технические условия, включаемые в ГПЗУ”, законопроектном предлагается использовать термин “информация о возможности подключения (технологического присоединения)”.
     
Как пояснил журналистам ТАСС член профильного комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Синяговский, “работа с ресурсоснабжающими организациями всегда была сложным вопросом для строительных компаний”.
     
“Подключение объектов к коммуникациям водоканала, энергетики и теплосетям вызывало большое количество споров и так называемый конфликт интересов, – рассказал парламентарий. – Проще говоря, с одной стороны существует желание нагрузить строителей всевозможными обременениями и за их счет осуществить ремонт обветшавших сетей, с другой – побыстрее подключиться к сетям, особо не задумываясь о том, как будет обеспечиваться новый объект”.
     

 Также законопроект предусматривает внесение изменений в п.7 ч.5 ст.55 ГрК РФ, направленных на конкретизацию требований к документам, предоставляемым заявителями для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
     
В частности вместо “документов, подтверждающих соответствие построенного (реконструированного) объекта капитального строительства, подписанных представителями ресурсоснабжающих организаций” заявитель должен будет предоставить “акт о подключении (технологическом присоединении) построенного, реконструируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения”.

Источник: cntd.ru

Будьте с нами и читайте подборку самых важных строительных новостей недели в одном дайджесте

Иван Дубинин

Маркетолог компании 
«Мобильные решения для строительства»

Пролистать наверх