9 — 16 апреля
ДАЙДЖЕСТ СТРОЙНОВОСТЕЙ
#106
7 НОВОСТЕЙ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ
РАССЫЛКА ДАЙДЖЕСТА
Одно письмо в неделю с важными
новостями строительной отрасли
В ПОДБОРКЕ СЕГОДНЯ
- 1. НОСТРОЙ представил концепцию Единого информационного пространства для строителей
- 2. Единый заказчик в строительстве откажется от бумажного документооборота
- 3. В апреле вступают в действие Методические рекомендации Главгосэкспертизы по экспертной оценке информационных моделей
- 4. Разработан порядок контроля деятельности национальных объединений СРО
- 5. Срок проведения госэкспертизы может быть сокращен
- 6. В Градкодексе могут установить критерии типовой проектной документации
- 7. Изменен порядок проведения государственной экспертизы
1
НОСТРОЙ представил концепцию Единого информационного пространства для строителей
Взаимодействие участников строительного процесса через цифровые сервисы, объединённые в единое информационное пространство, позволит существенно повысить эффективность строительства, считают в Национальном объединении строителей и предлагают свою концепцию такого пространства. На конференции «Строительный навигатор 2021. Курс на сокращение сроков строительства» её презентовал профсообществу исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин.
По словам Прядеина, сегодня участники строительного процесса взаимодействуют друг с другом по старинке – либо в бумажной форме, либо с помощью множества информационных систем, лишённых единого интерфейса. В целях упрощения и повышения эффективности взаимодействия НОСТРОЙ разработал концепцию единой информационной платформы с набором удобных сервисов. В их числе – возможность внесения сведений в Национальный реестр специалистов через портал госуслуг, специализированный кадровый ресурс в области строительства, сервис хранения исполнительной и технологической документации по объектам строительства, электронный инспектор по охране труда, цифровой профиль генподрядной строительной организации, а также сервис взаимодействия с органами надзора и СРО.
Главное изобретение НОСТРОЙ – цифровые профили стройкомпаний и их работников – от инженеров до рабочих. Объединение этих профилей в единую информационную среду позволит получить цифровую биржу труда стройкомплекса страны, отметил Виктор Прядеин.
В НОСТРОЙ уверены, что объединение всех строительных сервисов в Единое информационное пространство позволит заказчикам оперативно получать актуальную информацию о подрядных организациях и выбирать подрядчиков с учётом их опыта работы, снизить риски неисполнения обязательств по договорам за счет организации электронного взаимодействия, контроля и доступности информации для всех участников отрасли, и, наконец, повысить доступность цифровых сервисов и снизить «порог вхождения» в цифровое строительство подрядным организациям.
Источник: sroportal.ru
2
Единый заказчик в строительстве откажется от бумажного документооборота
“В первом полугодии ППК “Единый заказчик” полностью откажется от бумажной документации на стадии “Рабочая документация”. Вся рабочая документация, которая была разработана на базе утвержденной проектной документации, будет выдаваться в производство работ в электронном виде с использованием QR-кодов”, – приводит пресс-служба слова Белюка.
Публично-правовая компания “Единый заказчик в сфере строительства” зарегистрирована 1 февраля 2021 года. Она осуществляет строительный контроль при возведении объектов капитального строительства, финансовое обеспечение которых ведется за счет средств федерального бюджета.
В настоящее время компании передано строительство 121 объекта площадью 1,8 миллионов квадратных метров. При этом обязанности единого госзаказчика не распространяются на объекты транспортной инфраструктуры, правоохранительной деятельности, внешнеэкономической деятельности, обороны и безопасности государства, объекты использования атомной энергии госкорпорации “Росатом” и космической инфраструктуры “Роскосмоса”.
Источник: ancb.ru
3
В апреле вступают в действие Методические рекомендации Главгосэкспертизы по экспертной оценке информационных моделей
Новые Методические рекомендации по подготовке информационной модели объектов капитального строительства для рассмотрения экспертами были утверждены приказом начальника Главгосэкспертизы России Игоря Манылова от 5 марта 2021 года.
Методические рекомендации разработаны Главгосэкспертизой в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере градостроительства, действующими по состоянию на февраль 2021 года, и обобщают методы формирования информационных моделей объектов капитального строительства, принятые в отрасли.
Рекомендации Главгосэкспертизы также учитывают требования “Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов”, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1431.
“Методические рекомендации построены по принципу справочника и позволяют осуществлять как формирование информационной модели объекта капитального строительства, так и ее подготовку для последующего получения экспертной оценки”, – отметил начальник Отдела стандартизации экспертной деятельности Управления методологии и стандартизации экспертной деятельности Главгосэкспертизы России Михаил Кобзев. Он также подчеркнул, что отдельные предложения и методологические подходы – например, в части цветового наполнения информационной модели, уровней проработки информационной модели и ряда других критериев оценки, отраженных в Рекомендациях, вошли в новую редакцию свода правил СП 333.1325800.2020 “Свод правил. Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла”. Новый свод правил в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.12.2020 N 928/пр вступает в действие с 1 июля 2021 года.
Напомним, что с января 2022 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 N 331, формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства станет обязательным условием при заключении договора о подготовке проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта, финансируемого с привлечением бюджетных средств, – за исключением объектов, строящихся в интересах обороны и безопасности государства.
Подробнее ознакомиться с положениями Методических рекомендаций по формированию и ведению информационных моделей можно на сайте Главгосэкспертизы в разделе “Важная информация”.
Положения Методики носят рекомендательный характер до установления правил формирования информационной модели объекта капитального строительства на уровне правового регулирования.
Источник: cntd.ru
4
Разработан порядок контроля деятельности национальных объединений СРО
На портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект постановления Правительства РФ “Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций” (проект постановления)
Ознакомиться с документом можно по ссылке: https://regulation.gov.ru/p/114840.
С 01.07.2021 вступает в силу Федеральный закон N 248-ФЗ от 31.07.2020 “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”. П.1 ч.2 ст.3 ФЗ N 248-ФЗ установлено, что порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) устанавливается положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Президентом РФ или Правительством РФ.
Для приведения порядка осуществления функции по федеральному государственному контролю (надзору) деятельности Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания; и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации; Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (национальные объединения), в соответствии с требованиями ФЗ N 248-ФЗ, Минстрой России разработал Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) деятельности национальных объединений саморегулируемых организаций (Положение), которое утверждается проектом постановления.
Согласно Положению Минстрой России будет ежегодно разрабатывать и размещать на своем официальном сайте программу профилактики рисков, в которой будут отражены все виды профилактических мероприятий. При этом ведомство сможет проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные данной программой.
Кроме профилактики Минстрой будет проводить документарные и выездные проверки в отношении национальных объединений. Решение о проведении проверок принимается и подписывается министром или заместителем министра.
В Положении содержится исчерпывающий перечень оснований для проведения проверок, а также перечень документов, которые вправе запрашивать сотрудники федерального министерства.
Устанавливается, что срок проведения документарной и выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. Результат проверки оформляется актом. Если в ходе проверки будут выявлены допущенные национальным объединением нарушения обязательных требований, будет выдано предписание с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий.
Важно, что акт готовится в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Министерства и такой же подписью уполномоченного представителя национального объединения.
В случае несогласия с актом у национального объединения будет 15 рабочих дней на то, чтобы представить в министерство свои возражения.
Положение также содержит нормы, регулирующие досудебный порядок обжалования решений и действий (бездействия) министерства, а также его должностных лиц.
Минстрой России будет ежегодно готовить доклад о результатах проведения контрольных (надзорных) мероприятий с указанием сведений о достижении ключевых показателей и об индикативных показателях, которые установлены в приложениях к Положению.
Публичное обсуждение проекта документа продлится до 27 апреля 2021 года.
Источник: cntd.ru
5
Срок проведения госэкспертизы может быть сокращен
На портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект федерального закона “О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления возможности параллельного проведения государственной экспертизы проектной документации одновременно с государственной экологической экспертизой проектной документации”
Ознакомиться с документами можно по ссылке: https://regulation.gov.ru/p/114894.
В соответствии с п.1 ч.5 ст.49 Градостроительного кодекса РФ (далее – Кодекс) при государственной экспертизе проектной документации (ПД), в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия ПД требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется.
Следовательно, если ПД подлежит государственной экологической экспертизе, застройщик сначала направляет ее в орган, уполномоченный на проведение государственной экологической экспертизы, и только после получения положительного заключения по ее результатам обращается за проведением государственной экспертизы ПД для оценки соответствия остальным требованиям. Однако последовательное прохождение экспертиз значительно удлиняет сроки и стоимость реализации проекта.
Законопроект предлагает установить возможности проведения данных экспертиз параллельно с использованием единой технологической платформы органов (организаций) по проведению государственной экспертизы ПД. Для этого предлагается ч.5.2 ст.6 ГрК РФ дополнить полномочиями Правительства РФ по установлению порядка проведения государственной экспертизы ПД одновременно с государственной экологической экспертизой проектной документации.
Ст.49 ГрК РФ предложено дополнить нормами о возможности проведения государственной экспертизы ПД одновременно с государственной экологической экспертизой в случаях, предусмотренных 174-ФЗ от 23.11.95 “Об экологической экспертизе”.
Также законопроект предлагает внести изменения в ст.5 174-ФЗ в части закрепления полномочий Правительства РФ по утверждению порядка проведения государственной экологической экспертизы одновременно с проведением государственной экспертизы ПД и установлению сроков ее проведения, а также особенностей подготовки заключения такой экспертизы.
Кроме того, предлагается закрепить в ст.14 174-ФЗ, что государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится в электронной форме, в порядке и сроки, установленные Правительством РФ, одновременно с государственной экспертизой ПД – при условии соответствия формы и содержания материалов, направляемых органами госэкспертизы, и наличия всех материалов, предусмотренных 174-ФЗ.
Кроме того, корреспондирующие изменения вносятся в 7-ФЗ от 10.01.2002 “Об охране окружающей среды”, 155-ФЗ от 31.07.98 “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”, 16-ФЗ от 10.01.2006 “Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”, 473-ФЗ от 29.12.2014 “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации”.
Напомним, что ранее на портале правовой информации было опубликовано постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1796 “Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы”. Положением устанавливался порядок проведения государственной экологической экспертизы Росприроднадзором и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
В январе 2021 года Дмитрий Медведев предложил перенести государственную экологическую экспертизу на этап обоснования инвестиций проекта.
Публичное обсуждение законопроекта продлится до 28 апреля 2021 года.
Источник: cntd.ru
6
В Градкодексе могут установить критерии типовой проектной документации
Правительство РФ внесло в Государственную Думу РФ законопроект “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения института типового проектирования”.
Документ, внесение которого ранее анонсировал Министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин, 9 апреля 2021 года зарегистрирован под номером N 1147175-7.
Предполагается, что благодаря предложенным поправкам государственные заказчики и подрядчики получат возможность бесплатно использовать в своей работе не только ранее разработанные типовые проекты, но и типовые проектные решения отдельных узлов и конструкций.
Ранее в Градкодекс было введено понятие экономически эффективных проектов повторного применения. Минстрой предлагает исключить данный термин из законодательства и развить институт типового проектирования, сделав типовую проектную документацию составной частью единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
Экономически эффективную проектную документацию повторного использования признают типовой автоматически. При проведении экспертизы проектов оценка разделов типовой проектной документации, в которые не вносились изменения, на предмет соответствия этих разделов требованиям технических регламентов проводиться не будет.
Законопроект N 1147175-7 направлен на рассмотрение в Комитет ГД по транспорту и строительству.
Правительственный план законопроектной деятельности на 2021 год предусматривал внесение данного законопроекта в период осенней сессии ГД РФ.
Источник: cntd.ru
7
Изменен порядок проведения государственной экспертизы
Опубликовано постановление Правительства РФ от 09.04.2021 N 567 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”, которым, среди прочего, внесены изменения в постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 “О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий”.
Постановление подготовлено в целях реализации положений Федерального закона от 31.06.2020 N 254-ФЗ “Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и Федерального закона от 31.06.2020 N 264-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, а также в рамках совершенствования нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с формированием и ведением единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
Источник: cntd.ru
Будьте с нами и читайте подборку самых важных строительных новостей недели в одном дайджесте
Иван Дубинин
Маркетолог компании
«Мобильные решения для строительства»