11 — 18 июня
ДАЙДЖЕСТ СТРОЙНОВОСТЕЙ
#115
7 НОВОСТЕЙ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ
РАССЫЛКА ДАЙДЖЕСТА
Одно письмо в неделю с важными
новостями строительной отрасли
В ПОДБОРКЕ СЕГОДНЯ
- 1. Экспертный Совет при Комитете Госдумы по транспорту и строительству обсудил проектное финансирование
- 2. Исчерпывающий перечень процедур в строительстве будет закреплен в федеральном законодательстве
- 3. Счетная палата оценила эффективность мер поддержки строительной отрасли
- 4. В Библиотеку строителя и Библиотеку проектировщика добавлены новые журналы
- 5. Новые своды правил и стандартов в области строительства вступают в силу этим летом
- 6. Новые документы по стандартизации в системах "Техэксперт" для специалистов в области строительства
- 7. Утверждены новые национальные стандарты для специалистов в области строительства
1
Экспертный Совет при Комитете Госдумы по транспорту и строительству обсудил проектное финансирование
Для снижения рисков приостановки проектов с применением проектного финансирования в случаях существенного роста себестоимости строительства, необходимо разработать единый порядок взаимодействия застройщиков с банками в ходе реализации таких проектов.
С таким предложением член Правления Российского союза строителей, руководитель Совета Ассоциации строительных организаций Новосибирской области Максим Федорченко выступил на заседании Экспертного Совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству. Заседание состоялось 15 июня текущего года под председательством депутата Государственной Думы Владимира Ресина и было посвящено теме проектного финансирования.
Максим Федорченко отметил, что рост стоимости строительных материалов создает риски для реализации проектов жилищного строительства с применением проектного финансирования. Поскольку за счет собственных средств застройщика, как правило осуществляются затраты до начала строительных работ (приобретение земельного участка, проектно-изыскательские работы и пр.), то указанное удорожание полностью ложится на расходную часть проекта в рамках выданного кредитного лимита. Однако условия кредитных договоров, применяемых при проектном финансировании, ограничивают возможность получения дополнительного финансирования при удорожании проекта строительства.
По мнению спикера, необходимо принять меры по адаптации действующих договоров проектного финансирования к новым экономическим условиям, повлекшим за собой удорожание стоимости строительства. При этом следует исходить из недопустимости прекращения или приостановления финансирования проекта до окончания строительства.
Депутат Государственной Думы, председатель Экспертного Совета Владимир Ресин отметил важность поднятой темы реализации проектов жилищного строительства в условиях роста цен на строительные материалы и поддержал представленные предложения.
Источник: sroportal.ru
2
Исчерпывающий перечень процедур в строительстве будет закреплен в федеральном законодательстве
16 июня 2021 года Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект, направленный на реформирование системы административных процедур в строительстве, а также на решение ряда иных важных проблем строительной отрасли, в том числе в сфере архитектурно-строительного проектирования.
Основными нововведениями документа являются закрепление в Градостроительном кодексе Российской Федерации исчерпывающего перечня мероприятий, необходимых для реализации проектов по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, а также нормативное определение понятия «рабочая документация», оформление правового статуса рабочей документации.
При этом исчерпывающий перечень мероприятий в сфере строительства закрепляется на уровне федерального закона впервые. Согласно действующей в настоящий момент редакции Градостроительного кодекса РФ исчерпывающие перечни административных процедур в строительстве утверждаются только подзаконными нормативными правовыми актами. Таким образом, принятым законом меняется сам подход к порядку определения перечня административных процедур.
Правительство РФ, согласно внесенным изменениям, наделено исключительным полномочием по утверждению исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения установленных ГрК РФ мероприятий по строительству.
Одновременно законом устанавливается запрет на предъявление к застройщику требований о получении разрешений, согласований, не установленных в соответствии с ГрК РФ.
Внесенные изменения имеют важное значение для строительной отрасли, поскольку позволяют повысить прозрачность инвестиционно-строительного процесса, исключить применение к застройщикам избыточных требований, снизить административную нагрузку на бизнес.
Понятие рабочей документации также закрепляется на уровне федерального закона впервые.
Законопроект определяет, что рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации, при этом подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно. В ряде случаев изменения в рабочую документацию могут вноситься без синхронных изменений в проектную документацию. Согласно новым правилам, указанные изменения рабочей документации с момента их утверждения застройщиком, техническим заказчиком признаются частью проектной документации.
Кроме того, законопроект вносит важные изменения в положения Градостроительного кодекса Российской Федерации об архитектурно-строительном проектировании.
Так, нормативно закрепляется институт типовой проектной документации. Согласно закону, такая документация подлежит включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации.
Введение типового проектирования в целом положительно отразится на процессе реализации объектов строительства, позволит существенно сократить сроки разработки проектной документации и прохождения экспертизы за счет применения типовых проектных решений.
Важные изменения коснулись и института экспертизы. Так, появляется возможность проведения всех экспертиз, необходимых для осуществления строительства, по принципу «одного окна». Согласно данному принципу, проведение указанных экспертиз должно осуществляться на основании однократного обращения заявителя, а взаимодействие между уполномоченными органами, организациями, должно осуществляться без участия заявителя.
Порядок проведения экспертизы по принципу «одного окна» будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Принятым Федеральным законом ограничиваются полномочия Росреестра по проверке проектной документации построенного объекта в ходе проведения кадастрового учета. В частности, устанавливается, что:
- проектная документация используется для составления технического плана построенного объекта, но больше не прилагается к нему. В техническом плане указываются лишь сведения о такой проектной документации;
- государственный регистратор не вправе определять величину отклонения площади построенного объекта, указанной в техническом плане, от первоначально запланированной площади объекта, исходя из проектной документации. Величина отклонения теперь определяется путем сравнения технического плана только с разрешением на строительство.
Таким образом, устраняется дублирование полномочий органов власти, исключаются избыточные полномочия государственных регистраторов прав по проверке проектной документации построенных зданий и сооружений, что должно значительно сократить риски приостановления государственного кадастрового учета построенных объектов недвижимости.
Федеральный закон вступит в силу с 1 сентября 2021 года, за исключением отдельных положений, для которых Федеральным законом установлены иные сроки вступления их в силу.
Источник: sroportal.ru
3
Счетная палата оценила эффективность мер поддержки строительной отрасли
Счетная палата опубликовала экспертно-аналитический отчет о результатах поддержки рынка ипотечного кредитования и жилищного строительства, в том числе в рамках мер по борьбе с коронавирусной инфекцией и ее последствиями в 2019-2020 годах.
Согласно документу, меры государственной поддержки в 2020 году оказали положительное влияние на строительную отрасль, но не в полном объеме оградили ее от негативных факторов. В частности, имели место такие факторы, как значительное уменьшение общего количества застройщиков (на 11%), нарушение сроков завершения строительства более чем на шесть месяцев по 362 многоквартирным домам в 60 регионах. Объемы строящегося жилья по сравнению с 2019 годом сократились на 12,5% (94 млн кв.м и 107,5 млн кв.м соответственно).
При этом, в 2020 году доля всех программ государственной поддержки в общем объеме выданных ипотечных кредитов в России стала рекордной и составила 26,1% в количественном выражении и 29,7% в денежном.
Аудиторы отметили, что меры государственной поддержки рынка ипотечного кредитования запустили рост спроса населения на жилье, на что рынок отреагировал ростом цен за квадратный метр. Так, по итогам 2020 года индекс роста цен на жилье на первичном рынке составил на 12% по отношению к 2019 году, а средняя цена одного квадратного метра общей площади квартир на первичном рынке жилья в 2020 году выросла на 20,4%.
По прогнозам экспертов, общие расходы федерального бюджета по четырем действующим ипотечным программам могут составить за весь период их реализации (до 2050 года) свыше 1,16 трлн рублей при условии сохранения ключевой ставки Банка России на уровне 5% и отсутствии досрочных погашений. Консервативный сценарий (повышение ключевой ставки до 6,5%) показывает рост бюджетных обязательств по программам до 1,72 трлн рублей.
По результатам анализа Счетная палата предложила поручить Минфину России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть возможность корректировки условий программы льготной ипотеки, в случае ее продления после 1 июля 2021 года, для ориентации мер на нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан или установки ограничения для участия в программе гражданина (домохозяйства) однократно.
Кроме того, необходимо скорректировать условия семейной ипотеки в части снижения ставки для семей, родивших третьего и последующих детей, в том числе на уже действующие ипотечные кредиты в рамках данной программы. А также рассмотреть возможность перераспределения средств, полученных АО «ДОМ.РФ» в качестве вклада в уставный капитал в декабре 2019 года для реализации программы Дальневосточной ипотеки, на другие программы поддержки ипотечного кредитования и жилищного строительства, оператором которых является ДОМ.РФ.
Счетная палата рекомендовала применить на территории ДФО и сельских территориях РФ альтернативные механизмы стимулирования улучшения жилищных условий граждан, в том числе прямые субсидии (гранты) семьям на покупку, строительство, ремонт жилья (включая индивидуальные жилые дома), предоставление доступного арендного и социального жилья.
Аудиторы добавили, что общая сумма, выделенная на шесть программ господдержки ипотечного кредитования и жилищного строительства (семейная ипотека, дальневосточная ипотека, сельская ипотека, льготная ипотека, поддержка семей с детьми, программа по кредитованию застройщиков по льготным ставкам) в 2019-2020 годах из бюджета составила 89 013,7 млн рублей. Фактически было использовано 58 376,9 млн рублей.
Источник: sroportal.ru
4
В Библиотеку строителя и Библиотеку проектировщика добавлены новые журналы
В Библиотеку строителя добавлены новые журналы:
– Инженерные системы N 1 за 2021 год;
– Вестник МГСУ N 2 и N 3 за 2021 год.
Источник: cntd.ru
5
Новые своды правил и стандартов в области строительства вступают в силу этим летом
Внедрение передовых технологий и установление ограничений на использование устаревших технологий в проектировании и строительстве является приоритетным направлением работы Минстроя России в рамках национального проекта “Жилье и городская среда”. Эта цель достигается за счет актуализации существующих и разработки новых сводов правил и стандартов в области строительства.
“В июне 2021 года вступают в действие 30 новых и актуализированных сводов правил, утвержденных Минстроем России в конце 2020 года. Еще 24 документа начинают действовать с 1 июля. Такое масштабное обновление документов по стандартизации позволяет своевременно внедрить новые технологии в действующую нормативную базу и сократить потребность в ежегодной разработке порядка 500 специальных технических условий”, – отметил Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирек Файзуллин.
Изменения касаются строительных конструкций и материалов, процессов строительства и проектирования, объектов транспортной инфраструктуры, инженерных систем, больниц, гостиниц, общежитий, приютов для животных, высотных зданий, деревянного домостроения, нефтегазовой промышленности и других значимых объектов и процессов регулирования строительной отрасли.
“В обновленных документах обеспечена возможность применения инновационных технологий и материалов. Например, более широкое использование композитных материалов для усиления железобетонных конструкций, применение соле-песчаной смеси для укрепления фундаментов на вечномёрзлых грунтах, использование крупногабаритных модулей и многое другое. Все это даёт существенную экономию по срокам и стоимости строительства”, – подчеркнул директор ФАУ “ФЦС” Сергей Музыченко.
Актуализированы основополагающие для отрасли документы:
– в СП 60.13330.2020 “СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха” систематизированы требования к внутренним инженерным системам создания и обеспечения микроклимата помещений и включены передовые технологии сокращения затрат тепловой и электрической энергии;
– в СП 30.13330.2020 “СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий” уточнены среднесуточные нормы расхода воды для жилых зданий – ключевой показатель инженерного обеспечения, непосредственно влияющий на стоимость объектов капстроительства;
– изменение СП 84.13330.2016 “СНиП III-39-76 Трамвайные пути” дополнено требованиями и нормами, касающимися строительства и реконструкции трамвайных путей с колеёй 1000 и 1435 мм;
– изменение СП 160.1325800.2014 “Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования” обеспечит дополнительные возможности для использования нежилых площадей;
– разработка нового свода правил СП 494.1325800.2020 “Конструкции покрытий пространственные металлические. Правила проектирования” позволит установить требования для использования новых конструктивных решений с применением пространственных стержневых конструкций и сталей повышенной прочности;
– изменение СП 265.1325800.2016 “Коллекторы коммуникационные. Правила проектирования и строительства” обеспечит эффективное использование градостроительного потенциала подземного пространства в крупных городах, с учетом снижения аварийности и упорядоченного развития подземной инженерной инфраструктуры;
– пересмотр и изменение норм проектирования социальных учреждений, содержащихся в СП 145.13330.2020 “Дома-интернаты. Правила проектирования” и СП 146.13330.2012 “Геронтологические центры, дома сестринского ухода, хосписы. Правила проектирования”, позволит создать безопасные и комфортные условия проживания для пожилых людей, людей с ментальными и психофизическими нарушениями, снизить риски для их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях.
Работа по актуализации существующих и разработке новых нормативных технических документов организована ФАУ “ФЦС”.
Все своды правил, вступающие в действие в июне этого года, уже доступны на сайте ФАУ “ФЦС” в разделе “Реестр сводов правил”.
Источник: cntd.ru
6
Новые документы по стандартизации в системах "Техэксперт" для специалистов в области строительства
Приказом Росстандарта от 29 апреля 2021 года N 322-ст утвержден ГОСТ Р 59466-2021 “Сохранение объектов культурного наследия. Деревянные конструкции и детали. Ремонт, консервация, реставрация и воссоздание. Общие требования”.
Стандарт устанавливает общие требования к ремонту, консервации, реставрации и воссозданию деревянных конструкций и деталей, а также общие правила и принципы производства работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, относящихся к памятникам деревянного зодчества, определенным Федеральным законом. Работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта деревянного зодчества, представляющего культурное наследие, проводят в соответствии с требованиями Федерального закона и Градостроительного кодекса. Стандарт не определяет порядок и принципы производства работ по сохранению живописи, росписей, предметов внутреннего художественного декоративного убранства и предметов прикладного искусства деревянного зодчества, а также по их приспособлению к современному использованию. Стандарт предназначен для применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые проводят работы по сохранению объектов культурного наследия – памятников деревянного зодчества, независимо от их категории историко-культурного значения и формы собственности, а также выявленных объектов культурного наследия специалистами федеральных, региональных и муниципальных органов охраны объектов культурного наследия, экспертами по проведению государственной историко-культурной экспертизы, преподавателями учебных заведений, осуществляющими подготовку реставрационных кадров, заказчиками работ по сохранению объектов культурного наследия, собственниками или иными законными владельцами объекта культурного наследия, представителями общественных организаций в сфере сохранения объектов культурного наследия.
Вводится в действие на территории РФ с 1 сентября 2021 года.
Приказом Росстандарта от 19 мая 2021 года N 399-ст утвержден ГОСТ 27014-2021 “Средства защитные для древесины. Метод определения проникающей способности в древесину”.
Стандарт распространяется на защитные средства для древесины и устанавливает метод определения проникающей способности защитного средства в образец древесины при пропитке. Метод заключается в определении: для защитного средства – поглощения и глубины его проникновения в образцы древесины; для защитного средства, применяемого в виде раствора, – относительной проникающей способности.
Вводится в действие на территории РФ с 1 января 2022 года.
Источник: cntd.ru
7
Утверждены новые национальные стандарты для специалистов в области строительства
ГОСТ Р 59555-2021 “Изделия профильные из древесно-полимерного композита. Технические условия” утвержден приказом Росстандарта от 9 июня 2021 года N 529-ст.
Стандарт распространяется на профильные изделия из древесно-полимерного композита, изготовленные методом экструзии из композиции на основе термопластичных полимеров и предназначенные для эксплуатации на открытом воздухе (воздействие совокупности климатических факторов, характерных для макроклиматических районов с умеренным и холодным климатом) и применения в качестве отделочных материалов, используемых в строительстве, реконструкции зданий и сооружений различного назначения, и устанавливает технические требования к ним. При эксплуатации изделия не должны погружаться в воду и иметь контакт с почвой.
Вводится в действие на территории РФ с 1 декабря 2021 года.
ГОСТ Р 59561-2021 “Изделия теплоизоляционные из пенополиуретана (ППУ) и пенополиизоцианурата (ПИР) для строительства, напыляемые на месте производства работ. Жесткие пенополиуретановые и пенополиизоциануратные системы перед применением. Технические условия” утвержден приказом Росстандарта от 9 июня 2021 года N 530-ст.
Стандарт устанавливает требования к системам для производства бесшовной теплоизоляции из жесткого пенополиуретана (ППУ) и пенополиизоцианурата (ПИР), предназначенной для строительных конструкций жилых и производственных зданий и сооружений. Стандарт устанавливает технические требования к системам до применения, методы испытаний, а также требования к оценке соответствия системы и маркировке. Стандарт не распространяется на жесткий пенополиуретан (ППУ) и пенополиизоцианурат (ПИР), изготовленные в заводских условиях, а также на покрытия, предназначенные для изоляции инженерного и технологического оборудования. В стандарте требования к жесткому ППУ и ПИР, получаемым методом напыления на месте выполнения работ, не разделены. В случае необходимости данный стандарт может распространяться и на другие области применения теплоизоляции из пенополиуретана и полиизоцианурата.
Вводится в действие на территории РФ с 1 декабря 2021 года.
ГОСТ Р 59553-2021 “Арматура трубопроводная. Краны шаровые из латуни. Общие технические условия” утвержден приказом Росстандарта от 8 июня 2021 года N 527-ст.
Стандарт распространяется на запорные шаровые краны номинальных диаметров от DN 10 до DN 100 (включительно) из сплавов медно-цинковых (латуней), с ручным управлением, на номинальное давление PN до 40 бар (4,0 МПа). Стандарт устанавливает требования к конструкции, материалам, изготовлению, комплектности поставки, маркировке и упаковке кранов, правилам приемки, методам контроля и испытаний, показателям надежности, показателям безопасности, стойкости к внешним воздействиям. Стандарт может применяться при оценке (подтверждении) соответствия.
Вводится в действие на территории РФ с 1 января 2022 года.
Источник: cntd.ru
Будьте с нами и читайте подборку самых важных строительных новостей недели в одном дайджесте
Иван Дубинин
Маркетолог компании
«Мобильные решения для строительства»