3 — 10 сентября
ДАЙДЖЕСТ СТРОЙНОВОСТЕЙ
#127
9 НОВОСТЕЙ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ
РАССЫЛКА ДАЙДЖЕСТА
Одно письмо в неделю с важными
новостями строительной отрасли
В ПОДБОРКЕ СЕГОДНЯ
- 1. Разработан проект национального стандарта на строительные материалы и конструкции
- 2. Утверждены новые национальные и межгосударственные стандарты для специалистов в области строительства
- 3. При направлении проектной документации на экспертизу застройщик вправе выбрать перечень стандартов и СП обязательного применения
- 4. Минстрой разъяснил, как правильно заполнить заявки на финансирование инфраструктурного проекта
- 5. Изменения в классификаторе строительных ресурсов
- 6. Главгосэкспертиза разъяснила, как изменить цену контракта при существенном росте стоимости строительных ресурсов
- 7. Минстрой готовит запуск новых правил согласования проектов
- 8. Главгосэкспертиза РФ впервые утвердила затраты на BIM
- 9. Началось публичное обсуждение проектов национальных стандартов на базовые несущие конструкции
1
Разработан проект национального стандарта на строительные материалы и конструкции
Разработан проект национального стандарта:
Проект ГОСТ Р Материалы полимерные профилированные гибкие защитные и дренажные. Общие технические условия
Разработчиком документа является: Национальный кровельный союз (НКС).
Срок публичного обсуждения проекта: 03.09.2021-05.11.2021.
Источник: cntd.ru
2
Утверждены новые национальные и межгосударственные стандарты для специалистов в области строительства
ГОСТ 12852.0-2020 “Бетон ячеистый. Общие требования к методам испытаний” утвержден приказом Росстандарта от 24 августа 2021 года N 778-ст.
Стандарт распространяется на бетон ячеистой структуры, эксплуатируемый в среде без риска коррозионного воздействия (XO), и устанавливает общие требования к методам определения физико-механических, деформативных и теплофизических свойств затвердевшего бетона.
Введен в действие на территории РФ с 1 сентября 2021 года.
ГОСТ 17079-2021 “Блоки вентиляционные железобетонные. Технические условия” утвержден приказом Росстандарта от 24 августа 2021 года N 779-ст.
Стандарт распространяется на железобетонные вентиляционные блоки, изготовляемые из тяжелого, мелкозернистого или легкого конструкционного бетона и предназначенные для зданий различного функционального назначения.
Введен в действие на территории РФ с 1 сентября 2021 года.
ГОСТ 24053-2021 “Плиты древесно-стружечные и древесно-волокнистые. Детали мебельные. Метод определения покоробленности” утвержден приказом Росстандарта от 24 августа 2021 года N 781-ст.
Стандарт распространяется на древесно-стружечные плиты, древесно-волокнистые плиты сухого и мокрого способов производства (МДФ, ХДФ), заготовки и детали из них, а также материалов и устанавливает метод определения их покоробленности.
Вводится в действие на территории РФ с 1 апреля 2022 года.
ГОСТ Р 59646-2021 “Изделия крепежные для кровель из рулонных водоизоляционных материалов. Общие технические условия” утвержден приказом Росстандарта от 25 августа 2021 года N 817-ст.
Стандарт распространяется на крепежные изделия (элементы точечного и линейного крепления) для кровель из рулонных водоизоляционных материалов. Стандарт определяет требования к крепежным изделиям и методы испытаний.
Вводится в действие на территории РФ с 1 апреля 2022 года.
ГОСТ Р 59647-2021 “Элементы системы внешнего водостока из поливинилхлорида. Технические условия” утвержден приказом Росстандарта от 25 августа 2021 года N 818-ст.
Стандарт распространяется на элементы водосточных систем из поливинилхлорида, предназначенные для устройства систем внешнего водостока. Стандарт устанавливает требования к продукции, методам испытаний и оценке соответствия продукции.
Вводится в действие на территории РФ с 1 апреля 2022 года.
Источник: cntd.ru
3
При направлении проектной документации на экспертизу застройщик вправе выбрать перечень стандартов и СП обязательного применения
Главгосэкспертиза России опубликовала информацию по вопросу применения нового Перечня национальных стандартов и сводов правил (или их частей), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона “Технический регламент…”.
01.09.2021 вступило в силу постановление Правительства РФ N 815 от 28.05.2021, утверждающее новый Перечень национальных стандартов и сводов правил (или их частей), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований закона 384-ФЗ от 30.12.2009 “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”.
Согласно опубликованным разъяснениям, требования, применяемые при проведении оценки соответствия в рамках государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, определяются в соответствии с ч.5.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) и пунктами 27(2) и 45(11) Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ N 145 от 05.03.2007.
В случае если в соответствии с указанными нормами при оценке соответствия проектной документации должны применяться требования, вступившие в силу после 01.09.2021, при проведении экспертизы также будут учитываться переходные положения, установленные п.2 постановления N 815.
Данный пункт наделяет застройщика (технического заказчика) правом выбора требований, которые будут применяться при оценке соответствия проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в рамках проведения государственной экспертизы, в случае если разработка проектной документации (выполнение результатов инженерных изысканий) начата в период с 01.08.2020 до 01.09.2021 или до 01.08.2020.
Учитывая вышеизложенное, в случае представления на экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, разработка которых начата в период с 01.08.2020 до 01.09.2021 или до 01.08.2020, застройщик (технический заказчик) может выбрать перечень обязательного применения, чьи требования будут применяться при проведении оценки соответствия представленной проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Информацию о соответствующем выборе застройщика (технического заказчика) целесообразно включать в условия задания на проектирование (на выполнение инженерных изысканий).
Дополнительно сообщается, что Главгосэкспертиза России планирует доработать формы заявления на портале, позволяющем при формировании заявления на проведение государственной экспертизы указывать перечень обязательного применения, который должен применяться при проведении оценки соответствия проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Информация о внедрении соответствующего изменения будет размещена дополнительно.
Источник: cntd.ru
4
Минстрой разъяснил, как правильно заполнить заявки на финансирование инфраструктурного проекта
На сайте Минстроя России опубликован образец заполненных приложений 1-6 к заявке на финансирование инфраструктурного проекта в рамках лимитов (https://minstroyrf.gov.ru/docs/127557/).
Напомним, что с 28.06.2021 года вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс РФ, внесенные 228-ФЗ от 28.06.2021, согласно которым бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
14 июля 2021 года были приняты сразу два постановления Правительства РФ, которыми утверждены:
– “Правила отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации”, утверждены постановлением N 1189;
– “Правила предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов”, утверждены постановлением N 1190.
Постановлением N 1189 устанавливается, что для участия в отборе инфраструктурных проектов высшее должностное лицо субъекта РФ вправе до 01.10.2021 подать следующие виды заявок:
– заявка, в которую включены инфраструктурный проект (проекты) с предлагаемым общим объемом финансирования за счет средств бюджетного кредита, не превышающего лимита, установленного субъекту РФ;
– заявка, в которую включены инфраструктурный проект (проекты) с предполагаемым общим объемом финансирования за счет средств бюджетного кредита, превышающего лимит, установленный субъекту РФ.
Методика отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов РФ, утверждена президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ (протокол от 15.07.2021 N 30).
Форма заявки и перечень прилагаемых к ней документов утверждаются президиумом (штабом) Комиссии.
Образец заявки на финансирование в рамках кредитных лимитов был опубликован на сайте Минстроя РФ. В качестве приложения к заявке указаны 10 приложений, которые предоставляются в электронном виде (в формате excel/word).
Сначала Минстрой опубликовал табличные формы для заполнения, а позже разместил образец заполненных приложений 1-6 к заявке на финансирование в рамках инфраструктурных кредитов.
Согласно размещенным образцам заполненных приложений, к заполнению требуются только следующие формы:
– Источники финансирования и социально-экономические эффекты от реализации проектов, заявленных на получение бюджетных кредитов;
– Перечень информации для анализа инфраструктурных проектов, заявленных на получение бюджетных кредитов;
– Объем потребности в инфраструктурном бюджетном кредите.
Таблицы 3, 4 и 5 формируются автоматически.
Источник: cntd.ru
5
Изменения в классификаторе строительных ресурсов
Опубликован приказ Минстроя России N 624/пр от 31.08.2021 “О внесении изменений в классификатор строительных ресурсов, сформированный приказом Минстроя России N 597/пр от 02.03.2017”.
Напомним, что постановлением Правительства РФ от 23.09.2016 N 959 создана федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Одним из компонентов ФГИС ЦС установлен Классификатор строительных ресурсов (КСР).
КСР был сформирован на основании приказа Минстроя России от 02.03.2017 N 597/пр “О формировании классификатора строительных ресурсов”. Его форма была утверждена приказом Минстроя России от 29.03.2017 N 656/пр “Об утверждении формы классификатора строительных ресурсов”, порядок формирования и ведения КСР утвержден приказом Минстроя России N 651/пр “Об утверждении Порядка формирования и ведения классификатора строительных ресурсов”.
Приказом Минстроя России N 624/пр вносятся следующие изменения в Классификатор:
• Книга 01 “Материалы для строительных и дорожных работ” дополнена группой 01.5.02.12 “Ограждения защитные” и новыми строительными ресурсами;
• В Книге 01 “Материалы для строительных и дорожных работ” группа 01.7.06.09 изложена в новой редакции “Ленты стыковочные битумно-полимерные” и новыми строительными ресурсами;
• Книга 04 “Смеси бетонные, растворы, смеси строительные и асфальтобетонные” дополняется новыми строительными ресурсами;
• В Книге 04 “Смеси бетонные, растворы, смеси строительные и асфальтобетонные” строительные ресурсы изложены в новой редакции;
• Книга 05 “Изделия из бетона, цемента и гипса” дополнена новыми строительными ресурсами;
• Книга 07 “Металлоконструкции строительные и их части из черных металлов” дополнена новыми строительными ресурсами;
• Книга 08 “Изделия металлические, металлопрокат, канаты” дополнена новыми строительными ресурсами;
• Книга 11 “Изделия и конструкции из дерева и пластмассовых профилей” дополнена новыми строительными ресурсами;
• Книга 12 “Материалы и изделия кровельные рулонные, гидроизоляционные и теплоизоляционные, звукоизоляционные, черепица, водосточные системы” дополнена новыми строительными ресурсами;
• Книга 14 “Материалы лакокрасочные, антикоррозийные, защитные и аналогичные покрытия, клеи” дополнена новыми строительными ресурсами;
• Книга 18 “Материалы и изделия для систем водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения” дополнена новыми строительными ресурсами;
• Книга 20 “Материалы монтажные и электроустановочные, изделия и конструкции” дополнена новыми строительными ресурсами;
• Книга 61 “Оборудование и устройства электронные связи, радиовещания, телевидения, охранно-пожарная сигнализация” дополнена новыми строительными ресурсами;
• Книга 62 “Оборудование, устройства и аппаратура электрические” дополнена группой 62.5.04.03 “Устройства защиты электрических цепей на напряжение более 1 кВ” и новыми строительными ресурсами;
• Книга 69 “Арматура трубопроводная и воздуховодная с электроприводом” дополнена новыми строительными ресурсами;
• Книга 77 “Оборудование для строительства железных дорог” дополнена новыми строительными ресурсами;
• Книга 91 “Машины и механизмы” дополнена новыми строительными ресурсами.
Источник: cntd.ru
6
Главгосэкспертиза разъяснила, как изменить цену контракта при существенном росте стоимости строительных ресурсов
Главгосэкспертиза России опубликовала разъяснения по порядку изменения цены контракта, корректировки сметы контракта в связи с существенным ростом стоимости строительных ресурсов (https://fgiscs.minstroyrf.ru/docs/algo.pdf).
Согласно опубликованным разъяснениям, положения постановления Правительства РФ N 1315 от 09.08.2021 применяются в отношении контрактов:
– на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия;
– заключенных в соответствии с законом 44-ФЗ от 05.04.2013 для обеспечения федеральных нужд. В случае если новая цена контракта превысит лимиты бюджетных обязательств, изменение цены контракта осуществляется после принятия решения Правительства РФ и об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ;
– заключенных до 01.07.2021 и обязательства по которым на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены;
– заключенных заказчиками, перечень которых приведен в Приложении к постановлению.
Последовательность действий сторон при изменении цены контракта:
1. Подрядчик оценивает возможность исполнения контракта по определенной в контракте цене.
2. В случае невозможности исполнения контракта, в связи с существенным ростом стоимости строительных ресурсов, подрядчик выполняет расчет в порядке, утвержденном приказом Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр, и направляет заказчику предложение изменить цену контракта (и сроки при необходимости) с приложением расчетных обоснований.
3. Заказчик рассматривает расчетные обоснования с учетом следующего:
3.1. В случае если в результате корректировки цена контракта превысит 100 млн руб., заказчик (либо уполномоченное им лицо) направляет пересчитанную сметную документации для проведения государственной экспертизы проектной документации (в части проверки достоверности определения сметной стоимости).
3.2. Если откорректированная цена контракта не превышает 100 млн руб., заказчик самостоятельно проверяет расчетные обоснования.
3.3. Если расчет учитывает изменение видов или объемов работ либо увеличение превышает 30% от первоначальной цены, то такие расчеты возвращаются подрядчику для корректировки.
4. Если в результате корректировки цена контракта не превысила лимитов бюджетных обязательств по объекту, заказчик подготавливает дополнительное соглашение к контракту об изменении его существенных условий (цена и сроки).
5. Если в результате корректировки цена контракта превысила лимиты бюджетных обязательств, то дополнительное соглашение об изменении существенных условий контракта заключается после принятия решения Правительства РФ об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ (в случае использования таких ассигнований).
Приведен алгоритм расчета величины изменения цены контракта для объектов стоимостью менее 30 млн руб. Все расчеты выполняются в соответствии с алгоритмом и формулами, установленными приказом Минстроя России N 500/пр от 21.07.2021.
Этап 1. Определяется перечень ценообразующих материалов и оборудования. Выделяются позиции, цена которых по данным подрядчика претерпела значительное изменение.
Этап 2. Осуществляется подбор документов, обосновывающих ценовые показатели материалов и оборудования в уровнях цен на дату заключения контракта и дату выполнения расчетов.
Этап 3. Определяется разница между стоимостью строительных материалов и (или) оборудования на дату заключения контракта и стоимостью на дату выполнения расчета.
Этап 4. Осуществляется расчет коэффициента увеличения стоимости работ. Выполняется пересчет остатков работ по смете контракта.
Этап 5. Определяется новая цена контракта. Расчеты направляются заказчику.
Также опубликован алгоритм расчета величины изменения цены контракта для объектов стоимостью более 30 млн, содержащий 4 этапа.
Кроме того, представлены примеры расчета контракта с учетом предложенного алгоритма.
Напомним, что информацию о порядке изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов можно получить во ФГИС ЦС, о чем ранее рассказывал портал ЕРЗ.РФ.
Источник: cntd.ru
7
Минстрой готовит запуск новых правил согласования проектов
Реформа администрирования строительства может быть запущена с 1 марта 2022 года – Минстрой разработал необходимый для этого проект постановления правительства. Оно установит полный перечень документов, необходимых для прохождения предусмотренных в Градостроительном кодексе (ГрК) процедур в сфере строительства. Участники рынка ожидают, что повышение качества регулирования сделает правила игры более понятными, снизит административную и финансовую нагрузку на застройщиков и ускорит инвестиционно-строительный цикл.
Минстрой готовится к практической реализации нового подхода к администрированию капитального строительства – ведомство подготовило проект постановления правительства, устанавливающего исчерпывающий перечень документов, которые могут потребоваться для прохождения той или иной процедуры согласования проектов. Предложенный ведомством перечень максимально детализирован – список необходимых бумаг определяется для каждого мероприятия и составляет более 80 страниц. Требование иных документов не допускается.
Принятие постановления необходимо для фактического запуска реформы – ранее в ГрК был закреплен исчерпывающий перечень строительных процедур.
Кодекс предусматривает пять этапов реализации строительного проекта: приобретение прав на участок, выдача необходимых для изыскания, проектирования и строительства документов, выполнение изысканий и проектирования, строительство и постановка готового объекта на кадастровый учет. Каждый из этапов делится на мероприятия – в общей сложности их около 30. До вступления в силу постановления (предполагается, что оно будет действовать с 1 марта 2022 года до 1 марта 2028 года) будут применяться действующие исчерпывающие перечни процедур.
Как отмечает президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков, ранее такие перечни утверждались правительством для разных видов объектов (жилые, нежилые, сети) и должны были содержать окончательный список процедур в строительстве. Однако, говорит он, в них разрешалось включать процедуры, применяемые отдельными регионами. К тому же на практике были и дополнительные, в том числе неформализованные, процедуры: они существовали как части закрепленных перечнями процедур. Председатель комитета “Деловой России” по строительству Владимир Кошелев добавляет, что действующих перечней недостаточно – необходимый список документов содержался в огромном количестве разрозненных актов.
С принятием поправок в ГрК, поясняет глава комиссии по проектному финансированию общественного совета при Минстрое Рифат Гарипов, полномочиями по утверждению исчерпывающего перечня документов, необходимых для выполнения мероприятий по строительству, наделяется только правительство.
Таким образом, по его словам, устраняются противоречия между федеральными и региональными административными процедурами.
Минстрой намерен обобщить все данные об объектах капитального строительства в едином реестре.
Как отмечает Владимир Кошелев, “теперь регулирование выходит на более качественный уровень: в одном документе мы сможем найти исчерпывающий перечень разрешений, заключений, документов, сведений, материалов и согласований”. Президент ГК “Основа” Александр Ручьев соглашается, что “всем участникам рынка строительства нужны четкие, понятные и единые правила, которые позволили бы повысить прозрачность процесса строительства, увеличить эффективность и снизить временные, финансовые и трудозатраты”. Антон Глушков отмечает, что изменения могут ускорить инвестиционно-строительный цикл и снизить расходы застройщиков: “Если удастся сократить реальное количество требуемых согласований, это окажет понижающее воздействие на цены продажи жилья”.
Источник: cntd.ru
8
Главгосэкспертиза РФ впервые утвердила затраты на BIM
Главгосэкспертиза России впервые рассмотрела и утвердила проектные решения и сводный сметный расчёт на строительство объекта с применением технологии информационного моделирования (BIM-технологии) согласно новой методике определения сметной стоимости Минстроя РФ.
Документация была разработана экспертами группы компаний “СОДИС Лаб” в рамках реализации строительного проекта федерального назначения (наименование объекта не раскрывается в связи с соглашением о конфиденциальности).
В задании на проектирование государственным заказчиком были предусмотрены требования по применению BIM-технологии в процессе строительства объекта. Генеральным проектировщиком была организована работа по разработке проектной документации с учётом требований по применению BIM-технологий.
По заказу генерального проектировщика компания “СОДИС Лаб” разработала проектно-сметную документацию по информационному сопровождению строительства, включающую проектные решения по автоматизированным системам управления строительством, мониторингу и эксплуатации на основе цифровых двойников.
Проектными решениями предусматривается создание и ведение строительных и эксплуатационных информационных моделей в соответствии с установленными в проектной документации требованиями, организация процессов по информационному взаимодействию участников строительства, а также осуществление автоматизированного контроля за ходом строительных работ с подсчётом объёмов и стоимости выполненных работ на протяжении всего строительства. Внедрение BIM позволит заказчику обеспечить своевременный контроль и не допустить срыв сроков и превышения стоимости строительства.
Сметная документация, обосновывающая затраты на реализацию данных проектных решений, была разработана на основании действующих федеральных расценок.
В соответствии с пунктом 2.21 Приложения N 9 к “Методике определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства”, утверждённой приказом Минстроя России от 4 августа 2020 года, в состав затрат сводного сметного расчета стоимости строительства включено применение технологии информационного моделирования при осуществлении строительства.
Генеральный директор “СОДИС Лаб” Андрей Шахраманьян говорит: “Для представителей Главгосэкспертизы утверждение сметной стоимости строительства по новой методике Минстроя с учётом затрат на внедрение BIM-технологий было в новинку, ведомство делало это впервые, в связи с чем возникли некоторые сложности. Основные вопросы у экспертов вызвали особенности распределения затрат на оборудование и внедрение информационной системы, так как в случае внедрения BIM-технологий основные затраты идут на использование специализированного программного обеспечения и работы по его наладке, а не на оборудование. Оборудованием здесь является компьютерная техника, стоимость которой гораздо ниже всего остального”.
По словам Андрея Шахраманьяна, первый прецедент прохождения экспертизы с проектом, предусматривающим затраты на BIM, станет хорошим толчком для повсеместного внедрения технологий информационного моделирования и включения соответствующих решений в проектную документацию. Он также обратил внимание, что у генеральных подрядчиков теперь появится обязанность построить не только
здание, но также и цифровой двойник этого здания в соответствии с информационными требованиями проектной документации.
Источник: cntd.ru
9
Началось публичное обсуждение проектов национальных стандартов на базовые несущие конструкции
Разработаны проекты национальных стандартов:
Проект ГОСТ Р Конструкции несущие базовые радиоэлектронных средств. Классификация
Срок публичного обсуждения проектов: 02.09.2021-31.10.2021.
Проект ГОСТ Р Конструкции механические для размещения и монтажа электрического и электронного оборудования. Управление температурными режимами шкафов, соответствующих стандартам серий IEC 60297 и IEC 60917. Часть 5. Оценка эффективности охлаждения шкафов, установленных внутри помещения
Срок публичного обсуждения проектов: 02.09.2021-01.11.2021.
Разработчиком документов является: ООО “Авангард ТехСт”, ОАО “Авангард”, ФГБУ “РСТ”.
Источник: cntd.ru
Будьте с нами и читайте подборку самых важных строительных новостей недели в одном дайджесте
Иван Дубинин
Маркетолог компании
«Мобильные решения для строительства»