1 — 12 ноября
ДАЙДЖЕСТ СТРОЙНОВОСТЕЙ
#135
13 НОВОСТЕЙ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ
РАССЫЛКА ДАЙДЖЕСТА
Одно письмо в неделю с важными
новостями строительной отрасли
В ПОДБОРКЕ СЕГОДНЯ
- 1. Законопроект о введении обязательной НОК принят в первом чтении
- 2. ФАС формирует реестр крупных производителей стройматериалов
- 3. Обнародованы рекомендуемые индексы изменения сметной стоимости строительства в IV квартале
- 4. Минстрой намерен синхронизировать требования к государственной и негосударственной экспертизе
- 5. Минстрой РФ предлагает установить критерии строительного надзора
- 6. Счета эскроу предлагают продлевать автоматически, если стройка затягивается
- 7. Подготовлен к обсуждению проект национального стандарта на минеральные материалы и изделия
- 8. Правительство продлило действие инструмента поддержки строительной отрасли
- 9. С 1 ноября 2021 года введены в действие документы в области строительства
- 10. Утвержден новый межгосударственный стандарт для специалистов в области строительства
- 11. В КоАП хотят прописать штрафы за невнесение цен на стройматериалы в госсистему ценообразования
- 12. Новые документы по стандартизации в системах "Техэксперт" для специалистов в области строительства
- 13. Российская строительная отрасль перейдет к параметрической системе к 2030 году
1
Законопроект о введении обязательной НОК принят в первом чтении
В минувший вторник Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на совершенствование системы саморегулирования в строительной сфере и снижение регуляторного воздействия на отрасль со стороны государства. Депутаты рассматривали его «под занавес» вчерашнего заседания, а потому обошлись без каких-либо обсуждений.
Напомним, законопроект №1212919-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и статью 3.3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» разработан Минстроем России. Вместо требования о повышении квалификации к специалистам, сведения о которых вносятся в НРС в области строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий, он вводит требование о прохождении ими с регулярностью в пять лет независимой оценки квалификации. Законопроект устанавливает минимальные требования к таким специалистам и уточняет их должностные обязанности. Кроме этого, документ вносит поправки в части размещения компенсационных фондов саморегулируемых организаций, интеграции Единых реестров членов СРО с Национальными реестрами специалистов, а также в порядок взаимодействия исключённых из госреестра СРО с национальными объединениями.
На заседании Думы законопроект представляла замминистра строительства и ЖКХ РФ Светлана Иванова. Мнение профильного комитета (по строительству и ЖКХ) высказал Евгений Первышов. Комитет концептуально поддерживает представленный законопроект, потому как он направлен на снижение регуляторного воздействия на деятельность СРО в области инженерных изысканий, архитектурного проектирования и строительства, а самое главное — предусматривает передачу отдельных функций на уровень национальных объединений СРО, что позволит расширить пределы самоорганизации предпринимательского сообщества, сообщил депутат. При этом он напомнил о замечаниях к законопроекту профильного комитета и необходимости их устранить ко второму чтению.
Между тем, замечаний у думского Комитета по строительству и ЖКХ к данному законопроекту более чем достаточно: несоответствие норм об обязательной независимой оценки квалификации Трудовому кодексу и самому закону об НОК, риск роста стоимости процедуры НОК и повышения дефицита профессиональных кадров в стройотрасли, отсутствие достаточной ответственности центров оценки квалификации за проведённую ими НОК и, наконец, просматривая перспектива повышения финансовой нагрузки на строительные предприятия.
Всё это необходимо исправить в течение месяца: необходимые поправки к документу нужно представить к 8 декабря.
Источник: sroportal.ru
2
ФАС формирует реестр крупных производителей стройматериалов
Федеральная антимонопольная служба известила о создании демоверсии реестра крупных производителей строительных материалов. В реестр войдёт информация об объёме продаж, производственных мощностях и выручке компаний, производящих древесные, нерудные, лакокрасочные и кровельные материалы, цемент, кирпич, газобетон, минеральную вату, листовое стекло, битум, арматуру и первичные полимеры.
В совокупности с информацией о результатах хозяйственной деятельности компаний эти сведения позволят ФАС держать на контроле ценообразование на основные и вспомогательные стройматериалы и своевременно реагировать на необоснованный рост цен соответствующими мерами.
По словам руководителя ФАС Максима Шаскольского, административные меры со стороны ведомства будут приниматься не только на основании данных реестра, — выводы о наличии или отсутствии в действиях хозяйствующих субъектов признаков нарушения Закона о защите конкуренции будут делаться только после детального изучения их деятельности.
Источник: sroportal.ru
3
Обнародованы рекомендуемые индексы изменения сметной стоимости строительства в IV квартале
Опубликовано письмо Минстроя России от 25.10.2021 N 46012-ИФ/09 “О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в IV квартале 2021 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексов изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ”.
Указанные Индексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 года в соответствии с положениями Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (ИИСС), утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 N 326/пр, с использованием данных ФАУ “Главгосэкспертиза России”, органов исполнительной власти субъектов РФ за III квартал 2021 года с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.
Это первое письмо, устанавливающее Индексы на IV квартал 2021 года. В нем строительное ведомство сообщает о рекомендуемой величине ИИСС в IV квартале 2021 года, в том числе о величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР), индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ (ПНР), индексов изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ (ПИР).
В качестве приложения к данному письму включены:
– ИИСС СМР и ПНР по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на IV квартал 2021 года для Уральского федерального округа (УФО);
– ИИСС по элементам прямых затрат по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на IV квартал 2021 года для Центрального федерального округа (ЦФО), Северо-Западного федерального округа (СЗФО), Южного федерального округа (ЮФО), Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), Дальневосточного федерального округа (ДФО);
– ИИСС СМР по объектам строительства “Электрификация железных дорог” и “Железные дороги”, на IV квартал 2021 года для ЦФО, СЗФО, ЮФО, СКФО, УФО, ДФО.
– ИИСС проектных и изыскательских работ на IV квартал 2021 года, включающие в себя:
1. Индексы изменения сметной стоимости проектных работ для строительства к справочникам базовых цен на проектные работы:
– к уровню цен по состоянию на 01.01.2001 – 4,75;
– к уровню цен по состоянию на 01.01.95, с учетом положений, приведенных в письме Госстроя России от 13.01.96 N 9-1-1/6 – 36,42.
2. Индексы изменения сметной стоимости изыскательских работ для строительства к справочникам базовых цен на инженерные изыскания:
– к уровню цен по состоянию на 01.01.2001 – 4,82;
– к уровню цен по состоянию на 01.01.91 – 54,75;
– к уровню цен, учтенному в сборнике цен на изыскательские работы для капитального строительства, утвержденном и введенном в действие постановлением Госстроя СССР N 121 от 16.07.81 (главы 16 и 20, кроме таблиц 256, 282, 286, 341, 343) – 66,25;
– к уровню цен, учтенному в сборнике цен на изыскательские работы для капитального строительства, утвержденном и введенном в действие постановлением Госстроя СССР N 121 от 16.07.81 (таблицы 256, 282, 286, 341, 343) – 82,13.
Одновременно сообщается, что Индексы для субъектов РФ, которые отсутствуют в Приложениях к настоящему письму и ранее опубликованным письмам Минстроя России, будут указаны дополнительно.
Источник: cntd.ru
4
Минстрой намерен синхронизировать требования к государственной и негосударственной экспертизе
Минстрой России опубликовал для общественного обсуждения проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, документ доступен по ссылке http://regulation.gov.ru/p/122037.
Разработчики сообщают, что изменения подготовлены в целях синхронизации процессных схем организации и проведения государственной экспертизы и негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе с использованием ЕПГУ.
В положение будет введена норма об указании в договоре на проведение негосударственной экспертизы сроков и стоимости. А также положение об исчерпывающем перечне документов, предоставляемых для проведения негосударственной экспертизы, который должен соответствовать требованиям о проведении государственной экспертизы.
Общественное обсуждение проекта постановления продлится до 29 октября 2021 года.
Источник: cntd.ru
5
Минстрой РФ предлагает установить критерии строительного надзора
На федеральном портале проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа Минстроя России “Об утверждении индикативных показателей, применяемых при осуществлении федерального государственного строительного надзора”, который, в духе положений ФЗ N 248-ФЗ “О государственном контроле”, формирует в строительном надзоре систему контроля на основе показателей результативности и эффективности, документ доступен по ссылке: http://regulation.gov.ru/p/122040.
Разработчики проекта предполагают, что индикативные показатели будут применяться для мониторинга надзорной деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, а также уровня вмешательства надзора в деятельность контролируемых лиц.
В число критериев входят количество плановых и внеплановых проверок, а также других надзорных мероприятий (выездные и документарные проверки, профилактические визиты, предостережения о нарушениях) за отчетный период, количество возбужденных по материалам проверок дел об административных нарушениях и суммы административных штрафов. Имеет значение и общее количество подконтрольных объектов. Всего проект приказа содержит перечень индикаторов из двадцати пунктов.
Источник: cntd.ru
6
Счета эскроу предлагают продлевать автоматически, если стройка затягивается
Счета эскроу при переносе сроков сдачи новостроек предлагают продлевать автоматически. Соответствующий законопроект подготовил глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, сообщает ТАСС.
Аксаков рассказал, что в законодательстве есть коллизия: эскроу-счета открываются на определенный срок, который прописан в договоре долевого участия. Если дом не сдается вовремя, то договор закрывается, а деньги возвращаются дольщикам. Застройщик при этом не несет потерь, дом находится уже на большей стадии готовности, чем тогда, когда заключался договор с дольщиком, и стоимость жилой площади в здании выше. Таким образом, застройщик может продать квадратные метры новому покупателю дороже, чем первоначальному покупателю.
Благодаря предлагаемым изменениям у застройщиков больше не будет лазейки для давления на дольщиков. Депутат рассказал, что такая проблема существует, хоть и имеет не массовый характер.
“Мы сейчас подготовили законопроект, мысль которого заключается в том, что счета эскроу должны автоматически продлеваться, если даже дом не сдан, чтобы застройщики не могли шантажировать дольщиков”, – сказал Аксаков.
Он добавил, что законопроект сохраняет ответственность для застройщиков в случае, если дом был сдан не вовремя. Речь идет о таких мерах ответственности, как штрафы и пени.
Ранее Аксаков рассказал о том, что сейчас застройщики могут вернуть средства участникам долевого строительства, замороженные на эскроу-счетах, чтобы продать уже построенный дом новым покупателям по более высокой цене. Если строительство заканчивается несвоевременно, то средства с эскроу-счетов могут возвращаться дольщикам, если нет дополнительного соглашения. “Застройщик может здесь диктовать свои условия: сказать дольщикам – забирайте свои деньги. А так как дом, пусть и не в срок, но уже построен, то его квадратные метры становятся дороже. И такой дом застройщик может предлагать новым покупателям по новой, более высокой цене”, – рассказал депутат ранее.
Депутат рассказал, что предложенный им законопроект уже направлен на отзыв в Минфин, Центробанк и Минстрой.
С 2019 года застройщики больше не могут привлекать к строительству напрямую деньги дольщиков. На счетах в банках создаются специальные эскроу-счета, где хранятся средства покупателей жилплощади. Строительство застройщики ведут за счет банковских кредитов. При этом воспользоваться деньгами дольщиков, которые хранятся на эскроу-счетах, застройщики могут только после того, как объект будет введен в эксплуатацию.
Источник: cntd.ru
7
Подготовлен к обсуждению проект национального стандарта на минеральные материалы и изделия
Разработан проект национального стандарта:
Проект ГОСТ Р Сырье минеральное из пород горных рыхлых для производства песка, песчано-гравийной смеси, гравия и щебня. Общие технические условия
Разработчиком документа является: ФГАОУ ВО “НИТУ “МИСиС””.
Срок публичного обсуждения проекта: 08.11.2021-17.01.2022.
Источник: cntd.ru
8
Правительство продлило действие инструмента поддержки строительной отрасли
Правительство распространяет действие механизма, который позволяет компенсировать застройщикам удорожание строительных материалов, на госконтракты, заключённые до 1 октября 2021 года (постановление от 22 октября 2021 года N 1812).
Принятое решение Председатель Правительства Михаил Мишустин анонсировал на оперативном совещании с вице-премьерами 1 ноября. Продление меры поддержки позволит поддержать участников рынка и обеспечить реализацию крупных государственных проектов без сбоев и задержек.
Речь идёт о праве подрядчиков по согласованию с заказчиками увеличивать цену госконтрактов в пределах 30%. Такая мера поддержки появилась в августе 2021 года. Решение распространялось на действующие контракты, заключённые до 1 июля текущего года.
Ещё одна новация – расширение перечня заказчиков, контракты которых могут быть пересмотрены в сторону увеличения цены. По сравнению с предыдущей версией документа их число увеличилось почти вдвое.
В целом постановление касается госконтрактов на строительство, реконструкцию и капремонт, а также на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, заключённых в рамках закона о госзакупках (44-ФЗ).
Источник: cntd.ru
9
С 1 ноября 2021 года введены в действие документы в области строительства
ГОСТ 23166-2021 “Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия”;
ГОСТ Р 59522-2021 “Герметики для организации деформационных швов ограждающих конструкций панельных зданий. Технические условия”;
ГОСТ Р 59523-2021 “Материалы строительные герметизирующие отверждающиеся. Общие технические условия”;
ГОСТ Р 59495-2021 “Конструкции ограждающие светопрозрачные. Крепление оконных и балконных дверных блоков в световых проемах. Правила и контроль выполнения работ”;
ГОСТ Р 59583-2021 “Конструкции ограждающие светопрозрачные. Остекление балконов. Правила и контроль выполнения монтажных работ”.
В приведенный перечень включены наиболее интересные документы для специалистов в данной области.
Источник: cntd.ru
10
Утвержден новый межгосударственный стандарт для специалистов в области строительства
ГОСТ ISO 10077-1-2021 “Характеристики теплотехнических оконных блоков, дверных блоков и жалюзи. Расчет коэффициента теплопередачи. Часть 1. Общие положения” утвержден приказом Росстандарта от 14 октября 2021 года N 1145-ст.
Стандарт устанавливает метод расчета коэффициента теплопередачи оконных и дверных блоков, состоящих из светопрозрачных и/или непрозрачных заполнений, установленных в раме с жалюзи или без них. Стандарт рассматривает: различные виды заполнений [стекло или пластик, однослойное или многослойное остекление (в т.ч. стеклопакеты); обычные стекла и стекла с низкоэмиссионными покрытиями; с межстекольным пространством, заполненным воздухом, либо иными газами]; непрозрачные заполнения оконных или дверных блоков; различные типы материалов рам (древесина, пластик, металл с терморазрывом и без него, металлические, с точечными штифтовыми соединителями или выполненные из любой комбинации материалов); при необходимости, дополнительное термическое сопротивление, создаваемое различными видами закрытых жалюзи или маркиз в зависимости от их воздухопроницаемости.
Вводится в действие на территории РФ с 1 июля 2022 года.
Источник: cntd.ru
11
В КоАП хотят прописать штрафы за невнесение цен на стройматериалы в госсистему ценообразования
Минстрой разработал законопроект (http://regulation.gov.ru/p/122308), которым устанавливаются штрафы для производителей, поставщиков и перевозчиков строительных ресурсов за непредоставление ими информации о ценах в федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).
Соответствующие поправки вносятся в КоАП.
Данные ФГИС ЦС используются при определении сметной стоимости строительства, финансируемого с привлечением денег из бюджетной системы РФ. Например, в таких случаях сметчик при разработке проектно-сметной документации должен закладывать цену на ресурсы, указанную в госсистеме.
Различные меры по информированию о том, что производители и импортеры должны размещать в ФГИС ЦС информацию, необходимую для формирования сметных цен на строительные ресурсы, “не привели к желаемому результату”. Об этом говорится в пояснительной записке.
Так, в установленный законодательством срок – 15 ноября 2017 года – в информационной системе из 13937 организаций зарегистрировалось только 25.
В настоящее время динамика предоставления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в ФГИС ЦС требуемой информации остается недостаточной, наполняемость системы составляет около 15 процентов, говорится в пояснительной записке.
Так, за первый квартал 2021 года только 29,9 процента ИП и юрлиц разместили в системе необходимые данные.
Сейчас сроки предоставления информации в систему определены законодательно, но ответственность за их несоблюдение не установлена. В связи с этим законопроектом предлагается ввести штрафы за данное нарушение в размере от 5 до 15 тысяч рублей для должностных лиц и от 30 до 50 тысяч рублей для ИП и юрлиц.
За повторное нарушение наказание ужесточат. Должностным лицам придется заплатить от 30 до 50 тысяч рублей, ИП и юрлицам – от 100 до 200 тысяч рублей.
Ранее Счетная палата (СП) отметила риски остановки реализуемых в рамках нацпроектов строек и увеличения количества обманутых дольщиков в России из-за повышения себестоимости строительства.
Аудиторы также сообщили, что нужно усовершенствовать работу ФГИС ЦС, в том числе в части ее наполнения. По словам одного из них, пока система недостаточна информативна: на момент проведения анализа в ней была собрана информация о стоимостных характеристиках только по 13 процентам из 130 тысяч позиций классификатора строительных ресурсов.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.
Источник: cntd.ru
12
Новые документы по стандартизации в системах "Техэксперт" для специалистов в области строительства
Приказом Росстандарта от 16 сентября 2021 года N 972-ст утвержден ГОСТ 34771-2021 “Арматура санитарно-техническая водоразборная. Методы испытаний”.
Стандарт распространяется на санитарно-техническую водоразборную арматуру: смесители и краны для холодной и горячей воды при рабочем давлении от 0,05 (если иное не предусмотрено технической документацией) до 0,6 МПа и температуре от 5 до 75°C, предназначенную для санитарно-технических приборов, устанавливаемых в зданиях различного назначения, и устанавливает виды и категории испытаний, методы основных (обязательных) и дополнительных испытаний и контроля и критерии оценки результатов основных испытаний.
Вводится в действие на территории РФ с 1 июня 2022 года.
Приказом Росстандарта от 29 сентября 2021 года N 1026-ст утвержден ГОСТ Р 58918-2021 “Технологический инжиниринг и проектирование. Технологическая документация. Общие требования к составу”.
Стандарт устанавливает общие требования к составу технологической документации, которая может быть разработана при оказании следующих услуг в сфере технологического инжиниринга: предпроектные работы; технологическое проектирование; технологический аудит.
Вводится в действие на территории РФ с 1 января 2022 года.
Источник: cntd.ru
13
Российская строительная отрасль перейдет к параметрической системе к 2030 году
Он отметил, что эта редактирование и переработка документации уже ведется.
“Мировой опыт показывает, что переход к параметрической системе нормирования в среднем занимает около 15 лет, однако сегодня, учитывая наработки других стран, этот процесс можно ускорить”, — подчеркнул замминистра.
Ранее Музыченко отмечал, что параметрическая система нормирования сократит объем требований в стройке. “Переход от предписывающей системы нормирования к параметрической с заданными критериями качества конечного продукта позволит перевести значительный пласт норм и правил в разряд добровольных”, — пояснял он.
Сейчас в строительстве используется предписывающая система нормирования. Она подразумевает пошаговый контроль всего процесса строительства. Однако в качестве целевой Минстрой видит параметрическую систему нормирования, когда задаются критерии качества конечного продукта, а достигаться оно может с использованием любых альтернативных методов.
Источник: ancb.ru
Будьте с нами и читайте подборку самых важных строительных новостей недели в одном дайджесте
Иван Дубинин
Маркетолог компании
«Мобильные решения для строительства»