12 — 19 ноября

ДАЙДЖЕСТ СТРОЙНОВОСТЕЙ

#136

13 НОВОСТЕЙ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ

РАССЫЛКА ДАЙДЖЕСТА

Одно письмо в неделю с важными
новостями строительной отрасли

В ПОДБОРКЕ СЕГОДНЯ

1

РСС приступил к реализации проекта “Индекс цифровизации российского подрядчика в строительстве”

Российский Союз строителей приступил к реализации федерального проекта “Индекс цифровизации российского подрядчика в строительстве” (ИЦРПС). Цель – повышение уровня цифровизации подрядных строительных компаний РФ.

В рамках проекта создан стандарт цифровизации подрядчика и методика оценки уровня цифровизации, доступная всем подрядчикам в виде бесплатного тестирования (аудита) на сайте https://ИЦРПС.РФ.

Создание проекта обусловлено в первую очередь растущими требованиями со стороны государства к цифровизации отрасли. Уже с 1 января 2022 года станет обязательным формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств. (Постановление Правительства РФ от 05.03.2021 г. № 331). Проектная документация будет передаваться на стройку в цифровом виде, а заказчики и, как следствие, подрядчики будут обязаны работать с BIM-моделью и дополнять ее на всех этапах СМР. Это в свою очередь потребует внедрения в работу специализированных инструментов (смартфонов, планшетов, камер, датчиков и т.п.) и программного обеспечения.

Отдельно стоит отметить, что вторым драйвером проекта стали большие успехи в области цифровой трансформации крупнейших коммерческих Заказчиков как в гражданском, так и в промышленном строительстве. Назрел вопрос активного вовлечения подрядных компаний в процессы цифровизации строительства в первую очередь в части контроля и приемки выполненных работ. На сегодняшний день практически все такие попытки разбиваются об отсутствие необходимого уровня цифровой зрелости строительно-монтажных компаний.

Правление РСС и, в частности, Комитет РСС по цифровизации в области строительства и проектирования  видят высокий потенциал для роста эффективности и производительности работ российских подрядных компаний через развитие их цифровой зрелости.

РСС совместно с партнером проекта – ИТ-компанией ООО “Мобильные решения для строительства”, описали в стандарте “ИЦРПС” референтную модель цифровизации, отвечающую на вопрос: “какие задачи и каким образом должны решаться на стройке с применением ИТ-систем”. Критерием соответствия данной модели выступает Индекс цифровизации российского подрядчика в строительстве.

Чтобы определить свой индекс, подрядным компаниям необходимо пройти аудит цифровизации на сайте ИЦРПС.РФ в виде бесплатного тестирования. По итогу тестирования будет выдан сертификат цифровой зрелости от РСС и рекомендации по цифровизации. Компания, прошедшая аудит, получит право войти в Реестр цифровых подрядчиков России (находится на этапе формирования).

Полученный результат помогает Заказчику определить готовность подрядчиков работать с цифровыми инструментами, в том числе ТИМ, на этапе строительства; выбирать исполнителей работ, отвечающих требованиям заказчика, а также требованиям современного законодательства в части формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства.

Для подрядной строительной компании ИЦРПС открывает возможность в короткие сроки без финансовых затрат сформировать план по развитию ИТ-ландшафта и использовать индекс цифровизации в качестве конкурентного преимущества в условиях современного законодательства.

В планах развития проекта создание образовательного блока, формирование реестра цифровых подрядчиков России и многое другое.

Источник: omorrss

2

Минстрой внес предложения по сокращению инвестиционно-строительного цикла

Минстрой уже внес в правительство предложения по сокращению инвестиционно-строительного цикла на 30% путем сокращения списка обязательных процедур до 32 штук, сообщил министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин.

“Для реализации 32 процедур предполагается на первом этапе оставить 577 документов, 66 материалов и 46 сведений. Да, это тоже немало. но в итоге это все равно сокращает инвестиционно-строительный цикл на величину до 30% и появляется возможность запараллелить ряд работ, что тоже ускорит инвестиционно-строительный процесс”, — рассказал министр в ходе форума “Обязательные требования и контрольно-надзорная деятельность” во вторник.

Он напомнил, что в 2020 году президент России Владимир Путин поручил сократить число “снипов-хрипов” и барьеров на всех этапах инвестиционно-строительной деятельности. В текущем году Минстрой уже дважды сокращал список, состоявший изначально из 10 тыс. процедур, каждый раз — более чем на треть.

“В июле этого года был принят Федеральный закон № 275, который предусматривает сокращение административных процедур. И в стройке становится 32 процедуры на всех этапах, которые должны системно работать на территории всех регионов. (…) В правительство сейчас внесен проект постановления, которое утверждает исчерпывающий перечень всех необходимых документов для реализации этого ФЗ”, — заявил Файзуллин.

Источник: ancb.ru

3

ВЦИОМ опросил застройщиков

Уровень доверия органам власти в сфере строительства оценивается достаточно высоко, однако сложности с получением разрешительных документов и постоянное изменение законодательства существенно мешают стройке. Таковы результаты очередного социологического анализа ВЦИОМ трансформации отношения застройщиков к прохождению административных процедур в стройотрасли Москвы. О проведённом ВЦИОМ репрезентативном опросе рассказал на пресс-конференции гендиректор центра Валерий Фёдоров.

«Оценку изменений в сфере строительного регулирования в Москве за последние два года можно охарактеризовать как полярную. Позитивных оценок набралось 32%, тогда как негативных – 30%. Почти 30% опрошенных не заметили никаких изменений», — цитирует Фёдорова РИА «Недвижимость».

В числе основных факторов, мешающих стройке, респонденты отметили следующее: рост стоимости строительных материалов (84%), сложности с получением разрешительных документов (78%), нестабильные «правила игры» — неопределённая экономическая конъюнктура и постоянное изменение законодательства (71%). Кроме того, наиболее проблемными этапами оформления документов названы ввод объектов в эксплуатацию (34%) и подключение к инженерным сетям (32%).

«Следует отметить, что в прошлом году в числе основных причин также был недостаток заказов, недостаток инвестиций и высокие ставки по кредитам. В этом году они практически сошли на нет (7%)», — подчеркнул эксперт.

Взаимодействие с органами власти в Москве застройщики оценили на 6,8 баллов (из возможных 10), в Подмосковье – на 6, в других регионах – на 5,5 баллов. Однако уровень доверия органам власти в сфере строительства можно считать достаточно высоким – в среднем на 6,7 баллов.

В числе предложений, способных улучшить взаимодействие застройщиков с властью, особо популярными оказались упрощение процедуры внесения изменений в ПЗЗ (80%) и внедрение института консультаций с возможностью личного общения с чиновниками (83%).

Кстати, столичный стройкомплекс хорошо информирован о проводимых реформах (особенно это касается внедрения BIM-технологий и перевода услуг РСО в электронный вид), активно пользуется цифровыми сервисами и получает все госуслуги в режиме онлайн (100%).

Репрезентативный опрос проводится в сентябре методом онлайн-анкетирования, телефонного опроса и экспертного интервью. Участие в нём приняли 1180 респондентов — представителей инвестиционно-строительного сообщества Москвы.

Источник: sroportal.ru

4

Минстрой назвал законы, над которыми планирует работать в 2022 году

Минстрой России в 2022 году намерен продолжать работу над законопроектом об апартаментах, а также рассчитывает распространить механизм проектного финансирования на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) и сократить требования к проектным декларациям застройщиков.

“Что мы сделаем в эту сессию: мы хотим кратно сократить требования к проектным декларациям с точки зрения разных режимов работы застройщиков – для того, чтобы работа в Единой информационной системе жилищного строительства для компаний была простая, а у покупателя была возможность узнать всё о застройщике в проектной декларации, чтобы она была удобна и для работы контролирующих органов”, – сказал замминистра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин в ходе онлайн-конференции Сбербанка.

Также в свой перечень планов на год Минстрой закладывает возможность распространения механизма проектного финансирования на ИЖС, тогда как сам закон об ИЖС планируется принять уже до конца этого года.

“Мы хотим, чтобы можно было проектное финансирование и эскроу счета распространить на комплексное освоение ИЖС, и потом на это все льготные программы, в том числе и ипотечную”, – объяснил замминистра.

Также в 2022 году продолжится активное обсуждение законопроекта о статусе апартаментов в России. “Что касается апартаментов, я думаю, что нужно немножко набраться терпения и не спекулировать этим вопросом”, – подытожил он.

Источник: ancb.ru

5

Специалисты «Росатома» приступили к разработке еще трех ГОСТов системы ЕСИМ

Росстандарт опубликовал уведомления о начале разработки еще трех проектов национальных стандартов Единой системы информационного моделирования (ЕСИМ).

Начата разработка проектов ГОСТ Р 10.00.0001 «ЕСИМ. Термины и определения», ГОСТ Р 10.00.0002 «ЕСИМ. Принципы, цели и задачи», ГОСТ Р 10.00.0005 «ЕСИМ. Жизненный цикл объекта моделирования».

Разработчик национальных стандартов – Частное учреждение Госкорпорации «Росатом» «ОЦКС»

Дата начала публичного обсуждения – 12.11.2021, дата завершения публичного обсуждения – 12.01.2022.

Замечания и предложения на проекты стандартов направляются в соответствии с установленными правилами стандартизации по адресу: 117485, г. Москва, ДЦ «Кругозор» ул. Обручева 30/1 стр.1 (499) 949-43-95 (доб. 58-94) vimpugachev@rosatom.ru, info-ocks@rosatom.ru. По этому же адресу можно направить запрос для получения копии проекта стандарта на бумажном носителе.

Отметим, что проекты стандартов системы ЕСИМ разрабатываются в соответствии с программой стандартизации ТК 465 «Строительство», но на внебюджетные средства. В целом в рамках ЕСИМ будет разработано 15 стандартов – они, по первоначальным заявлениям разработчиков, должны появиться для публичного обсуждения до конца 2021 года.

Напомним, что с 1 января 2022 года все объекты, проектируемые на средства бюджетов всех уровней, должны разрабатываться с применением технологий информационного моделирования. 

Уведомления о разработке проектов ГОСТ Р размещены по ссылкам:

https://fgis.gost.ru/share/page/rsprs/nds-details…

https://fgis.gost.ru/share/page/rsprs/nds-details…

https://fgis.gost.ru/share/page/rsprs/nds-details…

6

Минстрой подготовил поправки в Технический регламент безопасности зданий и сооружений

10 ноября 2021 года Минстрой России опубликовал проект поправок в Федеральный закон “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений. Как уточняют в ведомстве, поправки разработаны в рамках плана мероприятий “Трансформация делового климата”.
     
Законопроект содержит две основные новеллы. Во-первых, предлагается наделить Минстрой России полномочиями по утверждению документов в области стандартизации. В частности, полномочиями по утверждению перечня документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соответствие требованиям Технического регламента. Во-вторых, в целях развития способов и механизмов обоснования соответствия проектных значений и характеристик здания, сооружения требованиям безопасности, в том числе при помощи документов по стандартизации, выполненных в иностранных системах (Еврокодов).
     
“Законопроектом предусматриваются альтернативные способы и механизмы обоснования соответствия проектных значений и характеристик здания, сооружения требованиям безопасности, расширяется доказательная база соответствия требованиям безопасности, уточняются случаи разработки специальных технических условий”, – поясняют разработчики.
     
В техрегламенте предлагается закрепить норму о том, что специальные технические условия (СТУ) могут являться основанием для включения содержащихся в них требований в национальные стандарты и своды правил. Напомним, в июле текущего года Минстрой анонсировал упрощение процедуры перевода СТУ в статус СП.
     
Еще одна новелла связана с закреплением сертификации строительных материалов, изделий, конструкций и технологий, применение которых в строительстве не регламентировано действующими документами по стандартизации, за организацией, подведомственной Минстрою России.
     
Для вступления в силу новых требований предусмотрен полугодовой переходный период.
     
Общественное обсуждение законопроекта на портале проектов НПА продлится до 30 ноября 2021 года.

Источник: cntd.ru

7

Утвержден новый национальный стандарт для специалистов в области строительства

ГОСТ Р ИСО 13056-2021 “Трубопроводы из пластмасс. Напорные трубопроводы для горячей и холодной воды. Метод испытания на герметичность под вакуумом” утвержден приказом Росстандарта от 29 октября 2021 года N 1405-ст.
     
Стандарт устанавливает метод испытания соединений трубопроводов из термопластов на герметичность в условиях вакуума. Стандарт применяют для трубопроводов на основе труб из термопластов, предназначенных для использования в напорных системах горячего и холодного водоснабжения.
     
Вводится в действие на территории РФ с 1 декабря 2021 года.

Источник: cntd.ru

8

Как будут обосновывать технические решения на основе зарубежных технологий и норм проектирования

На портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (http://regulation.gov.ru/p/122324).
     
Данный законопроект разработан в рамках реализации пп.222325 Плана мероприятий (дорожной карты) реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности “Трансформация делового климата” (“Реинжиниринг правил промышленного строительства”), утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27.09.2021 N 2692-р, которыми было запланировано:
     
     – внесение изменений в закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” (384-ФЗ), предусматривающих обеспечение возможности использования стандартов организаций в качестве доказательной базы соответствия требованиям безопасности;
     
     – внесение изменений в 384-ФЗ и отдельные законодательные акты РФ в части внедрения механизма обоснования технических решений в области безопасности на основе еврокодов, “зеленых стандартов”, стандартов Китайской Народной Республики и других стран, модельных кодексов и их использование в качестве доказательной базы;
     
     – внесение изменений в 384-ФЗ и отдельные законодательные акты РФ, предусматривающих омологацию проектной документации, выполненной в иностранных системах стандартизации, и определение возможности строительства зданий и сооружений без перепроектирования, но с подтверждением безопасности в упрощенном порядке.
     
Законопроектом предлагается внести изменения в 384-ФЗ, установив, что перечень документов по стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение 384-ФЗ (обязательный перечень), а также применяемых на добровольной основе (добровольный перечень), будет устанавливать Минстрой России.
     
Ссылки на национальные стандарты (НС) и своды правил (СП) в обязательном перечне применяются путем приведения в них наименования и обозначения национальных стандартов и сводов правил с указанием даты их утверждения и даты введения в действие.
     
В обязательный перечень могут включаться НС и СП, а также стандарты организаций, утвержденные и зарегистрированные в установленном порядке.
     

В случае неприменения документов по стандартизации, включенных в добровольный перечень, допускается применение иных документов, в том числе выполненных в иностранных системах, для оценки соответствия требованиям, если они обоснованы одним или несколькими способами, предусмотренными ч.6 ст.15 384-ФЗ.
     
В случае если для подготовки проектной документации требуется отступление от обязательного перечня, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения могут осуществляться в соответствии со специальными техническими условиями (СТУ).
     
СТУ утверждаются Минстроем России, а порядок разработки и утверждения СТУ устанавливается Правительством РФ.
     
Соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования 384-ФЗ и ссылками на требования, установленные обязательным или добровольным перечнем.
     
В случае если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных в обязательном и добровольном перечне, соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими из следующих способов:
     
     – результаты исследований;
     
     – расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
     
     – моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
     
     – оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
     
Подтверждение пригодности для применения в строительстве строительных материалов, изделий, конструкций и технологий, применение которых в строительстве не регламентировано действующими документами по стандартизации, осуществляется Минстроем России в порядке, установленном Правительством РФ.
     
Со дня вступления в силу Технического регламента ЕАЭС “О безопасности строительных материалов и изделий” порядок подтверждения пригодности для применения в строительстве строительных материалов и изделий будет устанавливаться указанным техническим регламентом.
     

В случае принятия данного законопроекта он вступит в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
     
Публичное обсуждение проекта документа продлится до 30 ноября 2021 года.

Источник: cntd.ru

9

В России запретят использование иностранного ПО для обработки пространственных данных

На заседании 11 ноября 2021 года Правительство РФ одобрило законопроект о внесении изменений в Федеральный закон “О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
     
Поправки в законодательство предусматривают введение запрета на использование иностранных геоинформационных программных средств для обработки пространственных данных органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также подведомственными им организациями.
     
Положения законопроекта также предусматривают обязанность предприятий – организаторов геодезических и картографических работ направлять в федеральный фонд пространственных данных полученные в результате таких работ сведения.
     
Поправки также уточняют понятийный аппарат законодательства о пространственных данных и требования к их защите.
     
Законопроект будет внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ в установленном порядке.

Источник: cntd.ru

10

Разработан проект национального стандарта на светотехнические изделия и искусственное освещение

Разработан проект национального стандарта:
     
Проект ГОСТ Р Освещение. Термины и определения    

Разработчиком документа является: ООО “ВНИСИ”.
     
Срок публичного обсуждения проекта: 11.11.2021-11.02.2022.

Источник: cntd.ru

11

Минстрой предложил ввести в законодательство понятие "образцовое проектное решение"

Минстрой России разработал и опубликовал в целях общественного обсуждения поправки в Градостроительный кодекс, предусматривающие введение понятий “образцовая проектная документация” и “образцовое проектное решение”.
     
Образцовое проектное решение утверждается при наличии положительного заключения государственной экспертизы образцового проектного решения. Образцовые проектные решения будет утверждать Минстрой России. Сведения об утверждении образцового проектного решения, а также утвержденное образцовое проектное решение включаются в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
     
Состав и требования к содержанию образцового проектного решения, порядок подготовки, утверждения, изменения и предоставления образцового проектного решения будут установлены Правительством РФ.
     
Разработчики сообщают, что введение в Градкодекс института типового проектирования и типовых проектов по сути является только первым этапом внедрения в практику повторного использования типовых проектов на государственных стройках. Цели введения дополнительно к “типовой” ещё и “образцовой” проектной документации в сопроводительных документах не раскрываются – обе могут быть безвозмездно использованы государственными заказчиками, сведения об обоих видах проектов, рекомендованных для повторного применения, будут публиковаться в ЕГРЗ.
     
“Представляется целесообразным развить институт образцового проектирования и утвержденные образцовые проектные решения сделать составной частью единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства”, – говорится в сводном отчете к законопроекту.
     
Общественное обсуждение продлится до 30 ноября 2021 года.

Источник: cntd.ru

13

Реестр нормативной и технической документации будет формироваться из обязательных для применения документов

На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект федерального закона “О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ в части формирования реестра документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и сноса”.

Ст.57.4 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) предусмотрено, что реестр документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и сноса (Реестр) является государственным информационным ресурсом.

П.3 Правил формирования и ведения Реестра, утвержденного постановлением Правительства РФ N 1417 от 12.09.2020, установлено, что Реестр предназначен для обеспечения заинтересованных лиц информацией о требованиях, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства.

Приказом Минстроя России N 615/пр от 10.10.2019 определено, что АИС ТНОСС является системой, в которой размещается Реестр.

Законопроект устанавливает, что в данный Реестр будут включаться документы, содержащие требования, подлежащие обязательному применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

Кроме того, использование реестра документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса будет являться обязательным при осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства.

По мнению разработчиков законопроекта, придание Реестру документов статуса “отсекающего” позволит исключить избыточные требования в строительстве, сделает процедуру проведения экспертизы проектной документации более прозрачной, будет способствовать совершенствованию работы по техническому регулированию в строительной сфере, повысит эффективность системы строительного нормирования в решении задач обеспечения безопасности зданий и сооружений в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечит непротиворечивость и согласованность применяемых в строительстве документов различными федеральными органами исполнительной власти.

В случае принятия законопроекта он вступит в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Напомним, что законопроект разработан в рамках реализации пп.26 Плана мероприятий (дорожной карты) реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности “Трансформация делового климата” (“Реинжиниринг правил промышленного строительства”), утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27.09.2021 N 2692-р.

Внесение законопроекта в Правительство РФ, согласно дорожной карте, запланировано на июнь 2022 года.

Ранее портал ЕРЗ.РФ информировал о размещении проекта закона, который позволяет внедрить механизм обоснования технических решений в области безопасности на основе еврокодов, “зеленых стандартов”, стандартов Китайской Народной Республики и других стран, модельных кодексов и их использование в качестве доказательной базы.

Публичное обсуждение проекта документа продлится до 1 декабря 2021 года.

Источник: cntd.ru

 

Будьте с нами и читайте подборку самых важных строительных новостей недели в одном дайджесте

Иван Дубинин

Маркетолог компании 
«Мобильные решения для строительства»

Пролистать наверх