26 ноября — 3 декабря

ДАЙДЖЕСТ СТРОЙНОВОСТЕЙ

#138

13 НОВОСТЕЙ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ

РАССЫЛКА ДАЙДЖЕСТА

Одно письмо в неделю с важными
новостями строительной отрасли

В ПОДБОРКЕ СЕГОДНЯ

1

ФСНБ-2021 актуализирована и готова к ресурсному методу ценообразования в строительстве

Сметно-нормативная база существенно переработана, причем не только в части актуализации нормативов в уровне цен 2021 года. Об этом сообщил заместитель начальника Главгосэкспертизы России Сергей Лахаев, выступивший с докладом на VII Всероссийском совещании организаций строительной экспертизы.

С.Лахаев прокомментировал основные итоги работы и предстоящие мероприятия по совершенствованию системы ценообразования в строительстве и переходу на ресурсно-индексный метод. При этом особый акцент был сделан на обновлении Федеральной базы сметных нормативов (ФСНБ 2020) в ценах 2021 года.

На текущий момент сметно-нормативная база существенно переработана, причем не только в части актуализации нормативов в уровне цен 2021 года. «База значительно обновлена и по сути. В частности, из нее были исключены все строительные ресурсы, которые сегодня уже не производятся промышленностью, приведена четкая синхронизация всех строительных ресурсов с действующими нормами. Кроме того, строительные ресурсы агрегированы в однородные группы, что позволит правильно считать индексы изменения сметной стоимости, учитывая динамику по каждой группе ресурсов», – подчеркнул Сергей Лахаев. При этом особое внимание будет уделено нерудным материалам, при том что обеспеченность этими материалами и их стоимость в разных регионах различаются и, соответственно, тренды удорожания цен в дальнейшем тоже будут существенно различаться. «В этой связи особенно важно активное участие органов власти субъектов РФ в предоставлении данных во ФГИС ЦС, и мы ведем такую работу, в том числе с региональными министерствами природных ресурсов», – добавил спикер.

Кроме того, по словам Сергея Лахаева, в сметно-нормативной базе однозначно будет увеличено количество открытых ресурсов – то есть, тех ресурсов, которые могут применяться с разными нормами при использовании сопоставимых технологий производства работ. «На наш взгляд, это правильно, потому что с развитием рынка строительных материалов закрытых норм должно становиться все меньше», – подчеркнул Сергей Лахаев. Он также сообщил, что в настоящее время продолжается работа по формированию ФСНБ 2021, и для сбора предложений по проекту новой базы будет внедрен специальный раздел на ФГИС ЦС. «Этот механизм будет запущен уже на следующей неделе», – сообщил заместитель начальника Главгосэкспертизы России.

Также спикер отметил, что переход к применению ресурсно-индексного метода определения сметной стоимости строительства начиная со второй половины 2022 года, фактически будет являться завершением основного этапа совершенствования системы ценообразования в строительстве, после внедрения которого будут созданы механизмы для обеспечения эволюционного развития системы.

При этом, к основным мероприятиям по развитию системы ценообразования на ближайшие 3-5 лет можно отнести планы по созданию единой цифровой платформы системы ценообразования в строительстве на базе ФГИС ЦС, интегрированной с другими информационными системами. В том числе – с ГИС ЕГРЗ, содержащей базу инструментов стоимостного инжиниринга и обеспечивающей возможность формирования достоверной сметной стоимости на основании рыночных цен строительных ресурсов, актуальных сметных норм, учитывающих современные технологии и материалы, в автоматизированном режиме.

Источник: ancb.ru

2

С 1 января все госзаказы в строительстве переходят на BIM

Вице-премьер Марат Хуснуллин 12 ноября утвердил «дорожную карту» в целях реализации постановления правительства № 331 (принято в марте текущего года) по внедрению технологий информационного моделирования в строительной отрасли. Но только сейчас документ стал доступен профессиональному сообществу: в нём содержится комплекс мероприятий, позволяющих приступить не столько к переходу на «цифру», который должен состояться 1 января, сколько к подготовке этого перехода, отмечает АНСБ.

Дорожная карта предполагает создание рабочей группы по реализации постановления, сформирование региональных планов и проведение до конца ноября анализа программного обеспечения, доступного для формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства.

Также до конца текущего года должны быть разработаны и утверждены регламенты взаимодействия участников, осуществляющих ведение информационной модели на всех этапах жизненного цикла объекта, — инженеров-изыскателей, проектировщиков, строителей, а также органов исполнительной власти, осуществляющих выдачу исходно-разрешительных и правоустанавливающих документов на объект.  В эти же сроки должен быть разработан и утвержден состав информации, включаемой в информационную модель на каждом этапе жизненного цикла объекта.

«Дорожная карта» также содержит предложения по развитию нормативно-правовой и нормативно-технической базы технологий информационного моделирования в строительстве, по подготовке кадров для ТИМ и развитию отечественных информационных систем.

Среди исполнителей «дорожной карты» — Минстрой и Минцифры России, а также НОТИМ, «ДОМ.РФ», НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Ряд положений «дорожной карты» будут реализованы только к 2024 году.

Источник: sroportal.ru

3

С 1 января все госзаказы в строительстве переходят на BIM

— С 1 января 2022 года все государственные строительные заказы в России должны проектироваться в BIM. О каких объемах строительства идет речь?

— Говоря о государственных строительных заказах, речь идет в первую очередь о социальных объектах, транспортной, инженерной и другой инфраструктуре. По данным Счетной палаты за 2020 год, в общем объеме государственных и корпоративных закупок почти 22% приходится на сооружения и строительные работы. Если говорить об объемах строительства, то, к примеру, в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в текущем году было предусмотрено финансирование в размере почти 1 трлн руб. Это значительный объем, и начиная со следующего года все новые договоры будут заключаться с условием применения технологий информационного моделирования. Здесь также необходимо отметить, что действие постановления правительства № 331 от 05.03.2021, где определен перечень случаев, при которых должна использоваться информационная модель, распространяется только на новые договоры, финансируемые с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, по проектированию и реконструкции.

— Готова ли строительная отрасль к такому шагу? Хватает ли программного обеспечения, специалистов?

— Минстроем предлагается осуществить эволюционный переход на использование ТИМ. Мы планируем, что после 1 января 2022 года госзаказчики будут формировать и вести информационные модели объектов капитального строительства и использовать цифровые информационные модели (ЦИМ, они же BIM-модели) на этапе проектирования, а на следующих шагах будет обеспечено применение ЦИМ на всех этапах жизненного цикла.

При этом если за последние годы у нас произошло увеличение количества программных продуктов, позволяющих работать с информационными моделями, и повышение функциональности отечественного BIM ПО, то, говоря о специалистах, здесь, к сожалению, в отрасли существует дефицит. Потребность в специалистах на рынке труда постоянно увеличивается. Для обеспечения госзаказа к 2024 году их потребуется более 250 тыс. человек, и речь обо всех участниках процесса, включая представителей заказчика и экспертизы. Сейчас мы активно работаем в этом направлении. Обучение по технологиям информационного моделирования организовано в Университете Минстроя России.

Кроме того, чтобы решить проблему нехватки квалифицированных кадров на рынке труда, ряд компаний и университетов организовывает курсы и программы по обучению таких специалистов. Так, например, на базе Единого института развития в жилищной сфере «Дом.РФ» открыта цифровая академия, в которой ежегодно будет обучаться до 4 тыс. специалистов в области технологий информационного моделирования. В этом году на базе МГСУ — по сути, ведущего строительного вуза в стране — создан отраслевой консорциум по строительству и архитектуре. Развитие кадрового потенциала стройотрасли — ключевая цель создания консорциума. Мы рассчитываем, что подготовка квалифицированных специалистов в сфере ТИМ в перспективе станет одним из основных направлений его деятельности.

— Кстати, а в каких программах будут работать российские проектировщики и строители?

— Сейчас сформирован список российского программного обеспечения, включенного в Единый реестр российских программ и обеспечивающего применение технологий информационного моделирования. Исходя из этого списка можно увидеть, что у нас уже существует широкий выбор отечественного ПО, охватывающий различные этапы инвестиционно-строительного проекта, начиная от разработки цифровых информационных моделей архитектурных и конструкторских решений, решений по инженерно-техническому обеспечению зданий и заканчивая развертыванием и управлением средой общих данных для работы с информационными моделями объектов капитального строительства на различных стадиях жизненного цикла.

— Возможно и нужно ли импортозамещение в этом процессе?

— Несмотря на то что ведущие иностранные BIM-программы существуют несколько десятков лет и имеют огромный опыт практического использования, это не остановило отечественных разработчиков в создании собственных программных продуктов данного направления еще в прошлом десятилетии. Конечно, участники рынка не могли не обратить внимания на иностранный опыт использования BIM. В свою очередь, создание широкой линейки отечественного ПО позволяет нам снизить технологическую зависимость от иностранных поставщиков. На протяжении нескольких последних лет можно наблюдать устойчивый тренд постепенного развития компетенций отечественного ПО в этом направлении. На данный момент список российского программного обеспечения, включенного в Единый реестр российских программ и обеспечивающего применение технологий информационного моделирования, насчитывает более 50 решений, и это не закрытый, исчерпывающий список. Количество отечественных решений растет практически ежегодно.

— Как технически все это будет устроено? Как станет осуществляться контроль?

— С учетом того что максимальный уровень применения BIM-технологии на сегодняшний день достигается на этапе архитектурно-строительного проектирования, основную контролирующую функцию сейчас выполняют органы государственной экспертизы. Для объектов госзаказа разработаны классификаторы и требования к цифровым информационным моделям объектов, включая линейные объекты, а также методики расчета стоимости проектных работ с использованием технологий информационного моделирования.

— Будет ли BIM-проектирование обязательным для коммерческого и частного строительства? Частные компании уже перешли на BIM-проектирование?

— В отличие от бюджетного строительства государство не может обязать частные компании внедрять ТИМ при строительстве коммерческих объектов. В данном вопросе использование технологий информационного моделирования остается на усмотрение самих компаний, которые в большинстве своем только сейчас начинают осознавать все преимущества от их внедрения. В рамках поддержки внедрения постановления правительства № 331 от 05.03.2021 в субъектах Российской Федерации были разработаны типовые формы технических заданий на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на инвестиционно-строительный проект с применением информационной модели.

К сожалению, большинство участников отрасли используют технологии информационного моделирования только на стадии проектирования, что не дает возможности раскрыть весь их потенциал. Тем не менее в России уже появились компании, которые применяют ТИМ и на других стадиях жизненного цикла, в том числе и на этапе эксплуатации.

В банковском сообществе также прорабатываются вопросы о снижении ставки по проектному финансированию для частных компаний, использующих ТИМ. Благодаря такому решению компании в перспективе смогут компенсировать расходы на внедрение ТИМ, а банки — снижают собственные риски благодаря прозрачному и понятному контролю бюджета.

— Какова глобальная цель такого шага? В чем экономический эффект?

— Существуют разные исследования, которые называют цифру от 2% до более 10% получаемой экономии средств при внедрении технологии информационного моделирования. Наличие разных цифр и данных в свою очередь приводит к отсутствию ясного понимания и сложности подсчета экономического эффекта на краткосрочном горизонте планирования. Однако есть исследования, говорящие нам о том, что, например, в Австралии повышение той самой производительности труда в строительной отрасли на 10% приводит к увеличению валового внутреннего продукта экономики более чем на 2,5%. На данный момент национальными программами (цифровая экономика, жилье и городская среда) перед строительной отраслью поставлены достаточно амбициозные цели — 120 млн кв. м жилищного строительства в год, 5 млн семей, улучшивших свои жилищные условия, ежегодно, прирост среднего индекса качества городской среды. Внедрение технологии информационного моделирования направлено на повышение устойчивости строительной отрасли, рост ее инвестиционной привлекательности за счет сокращения сроков реализации инвестиционно-строительного проекта (рост скорости оборачиваемости средств), поддержку реализации поставленных в национальных программах целей.

Примеры успешного использования ТИМ существуют и в России. Так, при строительстве Центра гимнастики Ирины Винер-Усмановой в Лужниках число ошибок при строительстве удалось сократить в четыре раза.

На рынке есть примеры компаний, которые благодаря цифровизации смогли увеличить производительность труда на стройплощадках на 49%.

И таких примеров становится в отрасли все больше. Все вышесказанное приводит к заключению, что при внедрении новых технологий в строительную отрасль можно в долгосрочной перспективе добиться существенной экономии средств и времени для всех участников процесса.

Источник: realty.rbc.ru

4

О начале разработки проектов национальных стандартов Единой системы информационного моделирования

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков информирует о начале разработки проектов национальных стандартов Единой системы информационного моделирования:

– проект ГОСТ Р «Единая система информационного моделирования. Термины и определения» (Шифр темы ПНС: 1.13.465-1.392.21);

– проект ГОСТ Р «Единая система информационного моделирования. Принципы, цели и задачи» (Шифр темы ПНС: 1.13.465-1.390.21);

– проект ГОСТ Р «Единая система информационного моделирования. Жизненный цикл объекта моделирования» (Шифр темы ПНС: 1.13.465-1.391.21).

Срок начала публичного обсуждения проектов стандартов — 12.11.2021 г., срок завершения публичного обсуждения — 12.01.2022 г.

Отзывы на проект национального стандарта представляются разработчику проектов стандартов (частное учреждение Госкорпорации «Росатом» «ОЦКС») по прилагаемой форме в электронном виде по электронной почте (vimpugachev@rosatom.ru) в редактируемом формате (doc, docx, xls, xlsx) и в виде сканированной копии подписанного отзыва.

Источник: nopriz.ru

5

Новый закон позволяет застройщику по одному заявлению получить и разрешение на ввод, и регистрацию прав на объект

Госдума приняла в третьем чтении законопроект N 1099901-7 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Ранее портал ЕРЗ.РФ сообщал о поправках, принятых в ходе рассмотрения данного законопроекта в нижней палате российского парламента. Напомним, что предусмотренный законопроектом подход позволяет застройщику на основании одного заявления о вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства, направляемого в уполномоченный орган или организацию, получить весь комплекс необходимых услуг, вплоть до внесения записи о праве на такой объект в ЕГРН.

Законодатели устанавливают перечень случаев, кода данный порядок применяться не будет:

     • при вводе в эксплуатацию многоквартирного дома (МКД) или иного объекта недвижимости, строительство, реконструкция которых осуществлялось с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с 214-ФЗ от 30.12.2004 “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ”, МКД, построенного, реконструированного жилищно-строительным кооперативом;

     • в случае если на момент обращения застройщика с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию между застройщиком и иным лицом (иными лицами) не достигнуто соглашение о возникновении прав на построенные, реконструированные здание, сооружение или все помещения, машино-места в них.

Принятый законопроект дополняет Главу II 39-ФЗ от 25.02.1999 новой нормой. Она устанавливает, что в случае если здание или сооружение либо расположенные там помещения, машино-места созданы в рамках инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, до получения разрешения на ввод такого здания, сооружения в эксплуатацию лицами, за счет чьих капитальных вложений они были построены, может быть подписан документ, подтверждающий исполнение данными лицами обязательств по строительству, который должен содержать сведения, предусматривающие возникновение прав на такие здание или сооружение либо на расположенные там помещения, машино-места.

Кроме того, в законопроекте появились нормы, которые вносят изменения в ст.84 Земельного кодекса РФ, меняющие порядок установления, изменения границ населенных пунктов.

В ГрК РФ законопроект вводит норму, позволяющую осуществлять замену и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства при осуществлении капитального ремонта зданий, сооружений. Случаи, когда такое возможно, должно определить Правительство РФ.

Также законопроект вносит правки в закон 218-ФЗ от 13.07.2015 “О государственной регистрации недвижимости”, установив в нем порядок взаимодействия органов, уполномоченных на выдачу РВ, и органов регистрации прав.

В этот же закон вносится норма, устанавливающая запрет на создание и использование сайтов в сети “Интернет” и программ для электронных вычислительных машин, в том числе мобильных приложений, посредством которых предоставляется доступ к информационным ресурсам и обеспечивается возможность предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В случае принятия законопроекта он вступит в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые вступят в силу с 01.09.2022.

Источник: cntd.ru

6

Минстрой намерен ввести институт образцового проектирования в Градостроительный кодекс

На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект федерального закона “О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ в целях введения образцового проектирования в РФ”.
     
Законопроект вводит в Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) два новых понятия: “Образцовая проектная документация” (ОПД) и “Образцовое проектное решение” (ОПР).
     
ОПД представляет собой проектную документацию и рабочую документацию объекта капитального строительства (ОКС), подготовленную для многократного применения при осуществлении архитектурно-строительного проектирования ОКС, сопоставимого по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (сопоставимый объект).
     
ОПР – это часть ОПД ОКС, конструкций, изделий и узлов, предназначенная для многократного применения при архитектурно-строительном проектировании ОКС, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (аналогичный объект).
     
Подготовка ОПД и ОПР, их изменение, предоставление и утверждение осуществляются Минстроем России или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением.
     
ОПР должна соответствовать установленным Правительством РФ критериям типовой проектной документации. Данное соответствие подтверждается положительным заключением государственной экспертизы образцового проектного решения. При проведении государственной экспертизы ОПД и ОПР оценка соответствия результатам инженерных изысканий не осуществляется.
     
Сведения об утверждении ОПР включаются в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ).
     
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, юридические лица, созданные РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием, юридические лица, доля в уставных (складочных) капиталах которых РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50%, получают право на использование ОПД и ОПР на безвозмездной основе.
     
Публичное обсуждение проекта продлится до 30 ноября 2021 года.

Источник: cntd.ru

7

Установлены случаи, когда федеральный госстройнадзор не осуществляется

На портале правовой информации опубликовано постановление Правительства РФ N 1950 от 16.11.2021 “Об определении случаев, при которых федеральный государственный строительный надзор не осуществляется при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов РФ, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта РФ”.
     
Постановлением устанавливается, что с 25.11.2021 федеральный государственный строительный надзор не осуществляется при строительстве, реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (объект) при условии, если:
     
     – объект расположен на территориях двух и более РФ, в том числе если реконструкция осуществляется только на территории одного субъекта РФ;
     
     – государственную экспертизу проектной документации объекта проводил региональный орган госэкспертизы;
     
     – извещение о начале работ по строительству, реконструкции объекта направлено после 26.11.2021.

Источник: cntd.ru

8

Утверждены новые национальные и межгосударственные стандарты для специалистов в области строительства

ГОСТ ISO 2320-2021 “Изделия крепежные. Гайки стальные самостопорящиеся. Эксплуатационные свойства” утвержден приказом Росстандарта от 22 ноября 2021 года N 1528-ст.
     
Стандарт устанавливает эксплуатационные свойства самостопорящихся гаек при испытаниях в диапазоне температур окружающей среды от 10°С до 35°С. Он включает в себя комбинированный метод испытания для одновременного определения стопорящих свойств и свойств крутящего момента/усилия предварительной затяжки. Стандарт распространяется на самостопорящиеся цельнометаллические гайки и самостопорящиеся гайки с неметаллической вставкой: с треугольной резьбой; с комбинацией диаметр/шаг; с крупным шагом резьбы от M5 до M39 или с мелким шагом резьбы от М8 х 1 до М39 х 3; с допусками резьбы в соответствии с ISO 965-2; с механическими свойствами в соответствии с ISO 898-2. Значения стопорящего момента, установленные в стандарте, основаны на испытании в лабораторных условиях.
     
Вводится в действие на территории РФ с 1 июня 2022 года.
     
     
ГОСТ ISO 3269-2021 “Изделия крепежные. Приемочный контроль” утвержден приказом Росстандарта от 22 ноября 2021 года N 1529-ст.
     
Стандарт устанавливает процедуры проведения контроля, используемые потребителем при отсутствии иного предварительного соглашения. Стандарт также устанавливает арбитражную процедуру для приемки или браковки контролируемой партии, если не достигнуто соглашения между потребителем и поставщиком или возникло разногласие по соответствию продукции техническим условиям. Стандарт распространяется на контролируемые партии болтов, винтов, шпилек, гаек, штифтов, шайб, заклепок и других аналогичных крепежных изделий. Стандарт распространяется на крепежные изделия, не предназначенные для крупносерийной сборки машин, для специальных целей или специальных технических систем, требующих более современного контроля процесса и прослеживаемости партии. Контроль процесса или окончательную проверку при изготовлении и сортировке выполняют в соответствии с ISO 16426.
     
Вводится в действие на территории РФ с 1 ноября 2022 года.    

ГОСТ Р ИСО 10664-2021 “Изделия крепежные. Углубление звездообразное под ключ для болтов и винтов” утвержден приказом Росстандарта от 22 ноября 2021 года N 1530-ст.
     
Стандарт устанавливает форму и основные размеры звездообразного углубления под ключ для болтов и винтов, включая методы контроля. Контур звездообразного углубления определяется калибрами, предельные размеры которых приведены в таблицах 3, 4, 5. Дополнительная информация, которая может применяться для построения контура, приведена в приложении А. Целью стандарта является предоставление подробных данных, необходимых для контроля звездообразного углубления. Он предназначен для использования в качестве стандарта для изготовления.
     
Вводится в действие на территории РФ с 1 июня 2022 года.
       
ГОСТ Р ИСО 14581-2021 “Изделия крепежные. Винты с потайной головкой и звездообразным углублением под ключ” утвержден приказом Росстандарта от 22 ноября 2021 года N 1537-ст.
     
Стандарт устанавливает характеристики винтов с потайной головкой и звездообразным углублением под ключ с резьбой от М2 до М10 включительно для изделий класса точности А и уменьшенной нагрузочной способностью по таблице 3. В особых случаях, когда требуются другие требования, чем установленные в данном стандарте, они должны выбираться из действующих международных стандартов, таких как например, ISO 261, ISO 898-1, ISO 965-2, ISO 3506-1 и ISO 4759-1.
     
Вводится в действие на территории РФ с 1 июня 2022 года.

Источник: cntd.ru

9

Установлен порядок передачи объектов ППК "Единый заказчик"

На портале правовой информации опубликовано постановление Правительства РФ N 1953 от 16.11.2021 “Об утверждении Правил передачи публично-правовой компании “Единый заказчик в сфере строительства” объекта, включенного в программу деятельности публично-правовой компании “Единый заказчик в сфере строительства” на текущий год и плановый период, выполнения его реконструкции или капитального ремонта и его приемки”.

Как ранее сообщал портал ЕРЗ.РФ, 01.02.2021 года на основании 435-ФЗ от 22.12.2020 для осуществления функции государственного заказчика в рамках обеспечения строительства объектов гражданского направления была создана публично-правовая компания “Единый заказчик в сфере строительства” (ППК “Единый заказчик”).

Принятым Постановлением определяется порядок передачи ППК “Единый заказчик” в целях выполнения реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства, включенного в программу деятельности единого заказчика на текущий год и плановый период и расположенного на земельном участке, находящемся в государственной собственности и не предоставленном единому заказчику (объект); а также порядок выполнения его реконструкции / капитального ремонта и приемки.

Объект для целей реконструкции или капитального ремонта передается единому заказчику в безвозмездное пользование на время выполнения таких реконструкции или капитального ремонта по передаточному акту организацией, во владении которой находится объект, при наличии согласия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника объекта, и уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в чем ведении находится правообладатель.

Единый заказчик осуществляет функции технического заказчика при выполнении реконструкции или капитального ремонта объекта, проводит строительный контроль самостоятельно или с привлечением подрядных организаций.

В случае если проектной документацией на реконструкцию или капитальный ремонт объекта предусмотрено проведение работ по объекту, в котором правообладателем осуществляется деятельность, правообладатель вправе осуществлять передачу объекта единому заказчику по частям (здание, строение, сооружение, подъезд, секция, помещение).

Единый заказчик передает правообладателю исполнительную документацию, ведение которой предусмотрено законодательством о градостроительной деятельности; заверенные копии первичных учетных документов, необходимых для отражения в бухгалтерском учете правообладателя результатов выполненных работ по реконструкции или капитальному ремонту объекта.

По результатам реконструкции объекта постановка реконструированного объекта на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права федеральной собственности (в случае создания в результате реконструкции новых объектов недвижимости) осуществляются правообладателем.

Источник: cntd.ru

10

"Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года находится в высокой степени готовности"

Об этом сообщил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко на VII Всероссийском совещании организаций государственной экспертизы, которое открылось сегодня в Москве, на онлайн-платформе Главгосэкспертизы России.
     
По словам замминистра строительства и ЖКХ России, на текущий момент проект Стратегии прошел обсуждение со всеми губернаторами. “В течение ближайших двух недель будет завершена обработка всех предложений, поступивших от строительных организаций и профессиональных объединений, после чего проект будет полностью готов для внесения в правительство”, – сообщил Сергей Музыченко. Замминистра также подчеркнул необходимость трансформации института экспертизы и его возрастающую роль в реализации задач Стратегии.
     
“Мы видим решение этой задачи прежде всего в переходе к экспертному сопровождению проектов – буквально “от земли” и на протяжении всего жизненного цикла объектов капитального строительства, вплоть до их утилизации. И если мы не проведем такую трансформацию, мы будем всякий раз возвращаться назад и стартовать заново”, – подчеркнул замминистра.
     
В числе основных инструментов реализации Стратегии Сергей Музыченко также отметил цифровизацию строительной отрасли, повышение квалификации кадров и устранение избыточных требований и административных барьеров, что в целом должно привести к снижению издержек и повышению эффективности реализации инвестпроектов.
     
“В целом в результате реформы администрирования отрасли в инвестиционно-строительном цикле должно остаться около 100 согласовательно-разрешительных документов, и эта задача должна быть решена к 2024 году”, – сообщил заместитель министра строительства и ЖКХ России Сергей Музыченко, выступая с докладом на Всероссийском совещании организаций государственной экспертизы.

Источник: cntd.ru

11

Минстрой разработал законопроект по введению "нулевой" стадии экспертизы - оценки задания на проектирование

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков предлагает ознакомиться с разработанным Минстроем России проектом федерального закона “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации”, который в настоящее время размещен на сайте http://regulation.gov.ru/ и проходит процедуру оценки регулирующего воздействия.

Согласно комментариям разработчиков, законопроект разработан в целях введения “нулевой” стадии экспертизы – оценки задания на проектирование и технико-экономического обоснования на предпроектной стадии и экспертного сопровождения на стадии проектирования.

В частности, законопроектом предлагается внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации следующие изменения:

     – дополнить новой статьей 47_1 “Задание на проектирование”, в соответствии с которой задание на проектирование будет представлять собой документ, содержащий требования к подготовке проектной документации для обеспечения строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, а также исходные данные, необходимые для разработки проектной документации объекта капитального строительства;

     – отнести к полномочиям Минстроя России утверждение примерной формы задания на архитектурно-строительное проектирование, а также требований к составу, содержанию и формированию задания на проектирование;

     – наделить Правительство РФ и субъекты РФ полномочиями по определению случаев, когда застройщик, технический заказчик будет обязан обеспечить подготовку задания на проектирование и материалов, подтверждающих решения, содержащиеся в задании на проектирование, и их направление на экспертную оценку задания на проектирование (в отношении объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

     – установить, что для подготовки материалов, подтверждающих решения, содержащиеся в задании на проектирование, проводятся инженерные изыскания в объеме, необходимом для их подготовки;

     – установить, что работы по подготовке материалов, подтверждающих решения, содержащиеся в задании на проектирование, выполняются лицами, указанными в частях 44_1 статьи 48 Кодекса;

     – установить, что порядок организации и проведения экспертной оценки задания на проектирование, размер и порядок взимания платы за ее проведение будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Также из законопроекта следует, что при наличии заключения экспертной оценки задания на проектирование, по инициативе застройщика, технического заказчика, иного лица (в случае, предусмотренном частями 1_1 и 1_2 статьи 48 Кодекса) экспертиза проектной документации может проводиться в форме экспертного сопровождения подготовки проектной документации. При проведении экспертного сопровождения подготовки проектной документации органом исполнительной власти или организацией, осуществляющими экспертное сопровождение, может оказываться содействие в форме рекомендаций по подготовке проектной документации.

Замечания и предложения к указанному законопроекту предлагается до 13 декабря 2021 года размещать на сайте Regulation.gov.ru и направлять в Минстрой России на электронные адреса Oleg.Abeev@minstroyrf.gov.ru, doc.expert@minstroyrf.gov.ru и в НОПРИЗ на info@nopriz.ru

Источник: cntd.ru

12

Минюст зарегистрировал изменения в порядок подготовки СТУ для проектирования ОКС

29 ноября 2021 года официально опубликован приказ Минстроя России от 22.10.2021 N 774/пр “О внесении изменений в Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 734/пр”.

Изменения уточняют возможности внесения изменений в ранее согласованные СТУ, утверждают перечень документов, необходимых для согласования СТУ, устанавливают требования к содержанию аналитической справки по проекту СТУ, которая готовится Минстроем для рассмотрения на Нормативно-техническом совете, устанавливают пятидневный срок для подготовки такой справки и др.

Утвержденные Минстроем изменения вступят в силу с 1 марта 2022 года.

Источник: cntd.ru

13

Как быстро оплачивать досрочно исполненные подрядчиком работы по госконтрактам

На портале правовой информации опубликован приказ Минстроя России N 750/пр от 14.10.2021 “О внесении изменения в Типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, утвержденные приказом Минстроя России N 9/пр от 14.01.2020”.
     
Минстрой России в соответствии с ч.11 ст.34 N 44-ФЗ от 05.04.2013 “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” утвердил Типовые условия государственного или муниципального контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства (типовые условия), а также информационную карту типовых условий контракта.
     
Приказ дополняет типовые условия положением, устанавливающим, что при наличии необходимых средств в связи с перераспределением объемов финансирования с последующих периодов на более ранние периоды заказчик по согласованию с подрядчиком в соответствии с дополнительным соглашением к контракту принимает досрочно исполненные подрядчиком работы и оплачивает выполненные работы в соответствии со сметой контракта. При этом смета контракта не изменяется.
     
Данное положение может применяться по соглашению сторон в отношении контрактов, заключённых до 05.12.2021.

Источник: cntd.ru

Будьте с нами и читайте подборку самых важных строительных новостей недели в одном дайджесте

Иван Дубинин

Маркетолог компании 
«Мобильные решения для строительства»

Пролистать наверх