11 — 18 марта

ДАЙДЖЕСТ СТРОЙНОВОСТЕЙ

#150

10 НОВОСТЕЙ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ

РАССЫЛКА ДАЙДЖЕСТА

Одно письмо в неделю с важными
новостями строительной отрасли

В ПОДБОРКЕ СЕГОДНЯ

1

Главгосэкспертиза ввела мораторий на отрицательные заключения по проектам

В связи с введением с подачи вице-премьера Марата Хуснуллина моратория на отрицательные заключения строительных проектов Главгосэкспертиза России утвердила временный порядок проведения госэкспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации. Соответствующий приказ в учреждении выпустили 11 марта.

Согласно приказу, эксперты госэкспертизы в установленные (короткие) сроки рассматривают предоставленные на экспертизу документы и формируют локальные и сводные замечания. Замечания доводятся до заявителя на установочном совещании, для устранения ошибок и недостатков заявителю предлагается «дорожная карта». При необходимости эксперты взаимодействуют с заявителем и помогают устранить замечания. Если отработать предъявленные замечания в установленные законом сроки не представляется возможным, Главгосэкспертиза вправе расторгнуть договор с заявителем.

В период действия временного порядка Главгосэкспертиза воздержится от замечаний при отсутствии в пакете документов расчётов на прогрессирующее обрушение для ряда зданий и сооружений, материалов научно-технического сопровождения, лицензий на сбор и утилизацию отходов, заключений об отсутствии на территории строительства полезных ископаемых, согласований на строительство в границах особо охраняемых зон, положительных заключений экологической экспертизы и т.п.

Временный порядок направлен на ускоренное устранение замечаний и ошибок в проектной документации в рабочем порядке и без дополнительных затрат, отмечают в Главгосэкспертизе.

Источник: sroportal.ru

2

В Санкт-Петербурге обсудили приоритетные направления внедрения ТИМ

Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации Константин Михайлик принял участие в заседании рабочей группы по внедрению системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства с использованием технологий информационного моделирования (ТИМ) в строительной отрасли Санкт-Петербурга. Заседание впервые прошло в оффлайн-формате.

Открывая встречу, Константин Михайлик рассказал о важности применения ТИМ, а также отметил высокий уровень подготовки Санкт-Петербурга к полноценному внедрению таких технологий. Он отметил, что, в условиях существующих ограничений, только интенсивный путь развития за счет внедрения цифровых технологий поможет поддержать устойчивое функционирование строительной отрасли.

Одной из ключевых тем обсуждения стал вопрос использования отечественного программного обеспечения. По мнению заместителя Министра, российская строительная отрасль имеет более 100 программных решений, которые покрывают большую часть потребностей.

«Уступающие и недостающие части функционала необходимо оперативно доработать для замещения освободившейся ниши, образовавшейся после ухода с рынка зарубежных игроков на фоне существующих ограничений», – отметил замглавы Минстроя России Константин Михайлик, – «Мы видим главное преимущество отечественных компаний-разработчиков в том, что они создавались именно для функционирования в условиях нашей страны».

Заместитель генерального директора ООО «Ренга Софтвэа» Максим Нечипоренко отметил, что российским разработчикам могут потребоваться дополнительные ресурсы для удовлетворения всех потребностей государства.

Специалисты СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» рассказали о том, что в 2022 году запланирован ряд пилотных проектов, среди которых рассмотрение цифровой информационной модели линейного объекта и объекта здравоохранения.

«В ближайшее время мы планируем выпустить обновленные требования экспертизы для площадных объектов. Третья редакция требований будет вынесена на обсуждение участниками рабочей группы для сбора предложений и замечаний», – рассказала директор СПб ГАУ «ЦГЭ» Ирина Косова.

В ходе оживленной дискуссии участники встречи обсудили основные трудности, возникающие при внедрении информационных технологий, а также пути их решения. Свои предложения от проектировщиков и застройщиков Санкт-Петербурга высказали генеральный директор ООО «Росэко-Стройпроект» Александр Лапыгин, руководитель отдела инноваций Setl Group Алексей Кушнир, а также руководитель группы BIM моделирования ООО «Инженерное бюро Хоссер» Александр Никитин. Также свою позицию по имеющимся проблемам озвучил начальник управления по развитию технологий информационного моделирования Госкорпорации «Росатом» «ОЦКС» Сергей Волков, выступивший одним из разработчиков серии ГОСТов единой системы информационного моделирования (ЕСИМ).

По мнению участников заседания, в сложившейся ситуации необходимо учесть имеющиеся ресурсы и выявить приоритетные направления, оказывающие наибольший эффект от поэтапного внедрения ТИМ. Кроме того, представляется целесообразным проработать вопрос формирования матрицы унифицированных проверок и требований к моделям, а также стандартизировать обмен данными через XML и IFC.

В заседании приняли участие директор Департамента цифрового развития Минстроя России Николай Парфентьев, начальник Госстройнадзора Санкт-Петербурга Владимир Болдырев, директор СПб ГАУ «ЦГЭ» Ирина Косова, а также представители профессионального сообщества – ведущие специалисты в области информационного моделирования проектных девелоперских организаций, разработчики программного обеспечения и представители частных и государственных организаций и учреждений.

Напомним, что рабочая группа создана по поручению вице-губернатора Санкт-Петербурга Николая Линченко на базе подведомственного Службе государственного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы». Очередное заседание Рабочей группы с целью формирования конкретных предложений в адрес Минстроя России запланировано на 2 квартал 2022 года.

Источник: minstroyrf.gov.ru

3

Техсовет НОСТРОЙ составит каталог импортозамещающей продукции

Технический совет НОСТРОЙ примет активное участие в разработке Каталога строительных материалов, оборудования, машин и механизмов, призванных заменить на российском рынке импортную продукцию. Создать такой каталог нацобъединению поручил Минстрой России, утверждают в пресс-службе НОСТРОЙ. Структура каталога уже готова, как и предложения техсовета по его формированию, наполнению и использованию.

Данный вопрос техсовет обсуждал на заседании, состоявшемся в формате ВКС 18 марта. Члены техсовета обсудили принятые правительством меры поддержки стройотрасли, предложения по проведению комплексного исследования стандартов НОСТРОЙ по инженерным сетям и системам, одобрили техзадание на проведение такого исследования, а также проекты шести стандартов на процессы выполнения работ по автодорожному строительству.

В завершение техсовет обсудил перспективы отмены обязательных требований, анонсированной вице-премьером Маратом Хуснуллиным, и введения Главгосэкспертизой моратория на отрицательные заключения на результаты инженерных изысканий и проектную документацию. К каким выводам пришли техсоветчики в результате этого обсуждения, в пресс-службе нацобъединения не сообщили.

Источник: sroportal.ru

4

Согласование градостроительной документации хотят упростить

Процедуры разработки и согласования градостроительной документации предлагают упростить для поддержки строительной отрасли в условиях санкций. Такой законопроект (N 84938-8) Госдума приняла 11 марта в первом чтении.
     
Правительство внесло эту инициативу во втором пакете законопроектов, направленных на защиту национальных интересов России в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
     
Предлагается существенно упростить процедуры разработки и согласования градостроительной документации, процедуры проведения общественных и публичных слушаний, строительства объектов капитального строительства и регистрацию уже построенного.
     
“Все мы знаем, что любое сокращение в строительном цикле приводит к серьезной экономии средств, времени, сроков оборачиваемости средств”, – сказал глава Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Пахомов.
     
Также предусмотрена возможность пролонгировать на три года договоры аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, и устанавливать льготные размеры аренды земельных участков, используемых для новых инвестиционных проектов.
     
Кроме того, предложены меры, которые позволят продлять договоры по счетам эскроу. Это будет способствовать как обеспечению финансовой стабильности застройщиков, так и гарантированию получения жилья участниками долевого строительства.

Источник: cntd.ru

5

Для стабилизации рынка стройматериалов и металлопродукции Минпромторг заключит соглашения с производителями и поставщиками

На интернет-портале правовой информации размещен проект постановления Правительства РФ “О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о стабилизации цен на отдельные виды строительных материалов и металлопродукции”, документ доступен по ссылке: http://regulation.gov.ru/p/125576.
     
Законопроект разработан в целях стабилизации и развития внутреннего рынка строительных материалов и металлопродукции.
     
Согласно законопроекту, до 31.12.2022 Минпромторг России наделяется правом заключать соглашения:
     
     – с хозяйствующими субъектами – производителями и поставщиками строительных материалов, металлопродукции, а также сырья, необходимого для их производства, и (или) входящими с ними в одну группу лиц хозяйствующими субъектами;
     
     – с хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность по продаже строительных материалов, металлопродукции, а также сырья, необходимого для их производства на территории РФ (далее – хозяйствующие субъекты, соглашения).
     
Предметом данных соглашений будет взаимодействие Минпромторга России и хозяйствующих субъектов по реализации ими строительных материалов, металлопродукции, а также сырья, необходимого для их производства.
     
При этом соглашения не должны содержать требования, не относящиеся к предмету соглашений, и ограничивать право хозяйствующих субъектов:
     
     – осуществляющих торговую деятельность, выбирать хозяйствующих субъектов – производителей и поставщиков строительных материалов и металлопродукции, сырья, необходимого для их производства;
     
     – производителей строительных материалов и металлопродукции, а также сырья, необходимого для их производства, выбирать хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.
     
Законопроект устанавливает обязанности для федеральных служб и министерств:
     
     – Федеральной налоговой службе (ФАС) при проведении налогового контроля учитывать порядок ценообразования и обязательства хозяйствующих субъектов, предусмотренные соглашениями;
     
     – Минпромторгу России и Минстрою России осуществлять в рамках установленных законодательством РФ полномочий координацию действий по исполнению соглашений;  

     – ФАС при проведении антимонопольного контроля исключить применение предусмотренных антимонопольным законодательством РФ мер ответственности к хозяйствующим субъектам в связи с выполнением ими обязательств, указанных в соглашениях.
     
В случае принятия законопроекта он вступит в силу со дня его официального опубликования и будет действовать до 31.12.2022.
     
Общественное обсуждение документа продлится до 24 марта 2022 года.

Источник: cntd.ru

 

6

Утвержден новый национальный стандарт для специалистов в области строительства

ГОСТ Р 70034-2022 “Изделия гипсовые декоративные для фасадов зданий. Технические условия” утвержден приказом Росстандарта от 4 марта 2022 года N 115-ст.
     
Стандарт распространяется на гипсовые декоративные изделия (лепнину), предназначенные для отделки фасадов зданий, изготовленные по литьевой технологии на основе гипсового вяжущего с модифицирующими добавками (далее – изделия). Стандарт устанавливает технические требования, правила приемки, методы испытаний, правила хранения, транспортирования и маркировку изделий. Стандарт не распространяется на декоративные элементы в составе навесных фасадных систем с воздушным зазором.
     
Вводится в действие на территории РФ с 1 ноября 2022 года.
 
Источник: cntd.ru
 

7

Как можно менять заключенные контракты на выполнение строительных работ из-за роста цен на строительные ресурсы

Минстрой России разослал в адрес органов исполнительной власти субъектов РФ письмо N 7797-ИФ/09 от 01.03.2022, в котором разъяснил порядок применения постановления Правительства РФ N 1315 от 09.08.2021 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.
     
В письме Минстрой сообщает, что, согласно положениям 44-ФЗ, цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При этом данный закон содержит положения, позволяющие изменять условия заключенных контрактов на выполнение строительных работ (в том числе цену контракта), при условии:
     
     – если такой контракт заключен на срок не менее одного года, при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капстроительства;
     
     – предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (строительство);
     
     – цена контракта составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством РФ.
     
При этом изменение осуществляется при наличии в письменной форме его обоснования на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.
     
Минстрой России указывает, что по итогам анализа динамики изменения цен строительных ресурсов в период с ноября 2020 года на территории РФ отмечен существенный рост стоимости строительных ресурсов.
     
С целью поддержки заказчиков и подрядных организаций в сложившихся экономических условиях в связи с ростом стоимости строительных ресурсов в 2021 году Постановлением N 1315 установлена возможность изменять цену действующего контракта (не более чем на 30%) стоимостью более 1 млн руб., заключенного в соответствии с 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд до 1 января 2022 г., предметом которых является выполнение работ по строительству, в том числе в рамках исполнения государственного оборонного заказа.
     
В связи с изменениями, внесенными N 476-ФЗ от 30.12.2021 в 44-ФЗ, позволяющими в 2021-м и 2022-м годах применять положения п.8 ч.1 ст.95 44-ФЗ к контрактам, заключенным на срок менее одного года, предметом которых является выполнение работ по строительству, внесены изменения, устанавливающие возможность применять положения Постановления N 1315 к контрактам, заключенным на срок менее одного года.

При этом для контрактов, цена которых превышает 100 млн руб., изменения возможны только после проведения государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости, осуществляемой в сокращенные сроки (до 14 дней).
     
Постановлением N 1315 субъектам РФ и муниципалитетам рекомендовано принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, заключенного в соответствии с 44-ФЗ. Юридическим лицам, осуществляющим закупки в соответствии с 223-ФЗ, рекомендовано при изменении (увеличении) цены договора учитывать положения Постановления N 1315.
     
Обоснование изменения цены контракта осуществляется согласно порядку, установленному Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России N 841/пр от 23.12.20219. Согласно Методике также установлена возможность заказчика пересчитать смету контракта по выполненным и принятым заказчиком работам в 2021 году.
     
В письме также рассмотрены Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 368 от 24.04.2014 (Правила). Ими установлена возможность изменять условия концессионного соглашения, в соответствии с которым увеличивается размер расходов концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (объекта капстроительства) в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы, без изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, при условии, что указанное увеличение не приведет к увеличению размера расходов, установленных концессионным соглашением, более чем на 30%.
     
При этом изменение условий концессионного соглашения, объектом которого являются системы теплоснабжения, централизованные системы горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем; объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии; системы газоснабжения; объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов; по указанным основаниям не допускается.
     
В случае если расходы в результате их увеличения превысят 1 млрд руб., заявление подлежит рассмотрению Федеральной антимонопольной службой либо ее территориальным органом. Наличие положительного заключения повторной государственной экспертизы проектной документации объекта концессионного соглашения (объекта капстроительства) о достоверности определения сметной стоимости строительства обязательно.
     

Как отмечается в письме, благодаря изменениям, которые внесены в Постановление Правительства РФ N 783 от 04.07.2018, возможно не применять штрафные санкции к подрядным организациям с даты заключения контракта до даты представления подрядчиком предложения об изменении условий контракта с приложением обосновывающих информации и документов. Основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является заключение дополнительного соглашения об увеличении цены контракта в соответствии с положениями Постановления N 1315.
     
Для реализации долгосрочных контрактов Правительством РФ внесено изменение в Постановление Правительства РФ N 1071 от 26.11.2013, в соответствии с которым государственным заказчикам предоставлена возможность заключать дополнительные соглашения в случае, если объемы обязательств по оплате контракта превышают объемы лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчиков на соответствующие цели.
     
В соответствии с 44-ФЗ предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (комплексный контракт), правила заключения которых установлены Постановлением Правительства РФ N 563 от 12.05.2017.
     
Основанием для заключения Комплексного контракта в отношении конкретного объекта капитального строительства является включение такого объекта в перечень объектов капитального строительства, предметом реализации которых может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства.
     
Такие перечни утверждаются Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями в отношении объектов федеральной региональной и муниципальной собственности соответственно до 01.01.2024.
     
Возможность изменения цены Комплексного контракта в части изменения цены по проектным и изыскательским работам объектов капстроительства Постановлением N 1315 не предусмотрена.
     
При этом в отношении сметы Комплексного контракта на выполнение работ по строительству, составленной в соответствии с Методикой N 175/пр от 30.03.2020, допускается корректировка цены контракта в порядке, предусмотренном Постановлением N 1315 от 09.08.2021 и Методикой N 841/пр от 23.12.2019.

Источник: cntd.ru

8

Новый документ по стандартизации в системах "Техэксперт" для специалистов в области строительства

Приказом Росстандарта от 18 февраля 2022 года N 84-ст утвержден ГОСТ Р 70022-2022 “Элементы открывающиеся светопрозрачных фасадных конструкций. Общие технические условия”.
     
Стандарт распространяется на открывающиеся элементы (далее – ОЭ или изделия) конструкций фасадных светопрозрачных различного типа по ГОСТ 33079 (далее – КФС), применяемых в зданиях различного функционального назначения. Стандарт устанавливает классификацию, типы и условные обозначения, а также общие технические требования к ОЭ для КФС независимо от типа каркаса КФС. Требования стандарта не распространяются на балконное остекление по ГОСТ 23166, неоткрывающиеся части КФС, а также на ОЭ с требованиями к огнестойкости, пожарной опасности, защите от взлома.
     
Введен в действие на территории РФ с 1 сентября 2022 года.

Источник: cntd.ru

9

Минстрой получил право разрабатывать форму задания на проектирование

На портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ N 334 от 10.03.2022 “О внесении изменения в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации”.

Федеральный закон 408-ФЗ от 06.12.2021 дополнил ст.48 Градостроительного кодекса РФ ч.12.4. Согласно ей форма задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы РФ (форма задания на проектирование), устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Постановлением N 334 Правительство РФ вносит изменения в “Положение о Минстрое России”, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 1038 от 18.11.2013, которым Минстрой получил право устанавливать форму задания на проектирование.

Ранее портал ЕРЗ.РФ рассказывал о проекте приказа Минстроя России “Об утверждении Формы задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы РФ”.

Источник: cntd.ru

10

Определены правила признания проектной документации типовой

Сегодня вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 278 “Об утверждении Правил принятия решения о признании проектной документации типовой проектной документацией и отмены такого решения, Правил использования типовой проектной документации, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации”.
     
Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru. Согласно постановлению, за Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации закрепляется статус федерального органа исполнительной власти, уполномоченного признавать проектной документацию типовой за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ, для которых эти функции исполняет Министерство обороны.
     
Постановление устанавливает срок применения типовой проектной документации – пять лет со дня включения сведений о признании ее типовой в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ). Также обозначены критерии, которым должна соответствовать такая документация. В том числе объект, строительство которого предусмотрено, должен иметь подтвержденный заключением государственной экспертизы класс энергетической эффективности не ниже класса “С”. Сама проектная документация не должна содержать сведения, составляющие государственную тайну.
     
Типовая проектная документация будет исключаться из единого реестра в течение трех рабочих дней со дня истечения срока применения или отмены решения о признании ее типовой. Такое может случиться в случае, если в Минстрой России поступят документы, свидетельствующие о недостоверности сведений о проектной документации и (или) подтверждающие документы, на основании которых ее признали типовой, а также в случае выявления нарушения порядка принятия решения и факта отчуждения исключительных прав заказчика на данную проектную документацию.
     
Правила использования типовой проектной документации устанавливают, кроме прочего, порядок внесения изменений в типовую проектную документацию и случаи ее обязательного использования.
     

Так, федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, созданные РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием, и другие организации, обеспечивающие строительство объекта, при подготовке проектной документации обязаны использовать типовую проектную документацию объекта, аналогичного по назначению проектной мощности, природным и иным условиям.
     
До 1 марта 2023 года Минстрой России должен обеспечить реализацию мероприятий по развитию ЕГРЗ с учетом изменений, утвержденных постановлением.

Источник: cntd.ru

Будьте с нами и читайте подборку самых важных строительных новостей недели в одном дайджесте

Иван Дубинин

Маркетолог компании 
«Мобильные решения для строительства»

Пролистать наверх