18 ноября — 8 декабря

ДАЙДЖЕСТ СТРОЙНОВОСТЕЙ

#248

НОВОСТЕЙ ЗА ТРИ НЕДЕЛИ

РАССЫЛКА ДАЙДЖЕСТА

Одно письмо в неделю с важными
новостями строительной отрасли

1

Утверждены новые национальные и предварительные национальные стандарты для специалистов в области строительства

ПНСТ 978-2024 “Конструкции из полимерных композитов для пассажирских железнодорожных платформ. Общие технические требования” утвержден приказом Росстандарта от 25 ноября 2024 года № 97-пнст.

Стандарт распространяется на конструкции из термореактивных или термопластичных конструкционных полимеров, армированных различными видами и типами волокнистых материалов, изготавливаемые различными технологическими методами и предназначенные для строительства всех видов новых, реконструкции или капитального ремонта существующих пассажирских железнодорожных платформ, а также пассажирских перронов. Стандарт устанавливает классификацию полимерных композитных конструкций и общие технические требования к ним.

Вводится в действие на территории РФ с 1 января 2025 года.

ГОСТ Р 71831-2024 “Трубы бетонные дренажные. Технические условия” утвержден приказом Росстандарта от 27 ноября 2024 года № 1783-ст.

Стандарт распространяется на дренажные трубы кольцевого поперечного сечения из тяжелого крупнопористого бетона (далее трубы), применяемые в подземных самотечных трубопроводах водоотводящих мелиоративных и дорожно-коммунальных систем, в том числе при агрессивном воздействии сточных вод.

Вводится в действие на территории РФ с 1 января 2025 года.

ГОСТ Р 71830-2024 “Клеи для бруса многослойного клееного из шпона. Технические условия” утвержден приказом Росстандарта от 27 ноября 2024 года № 1782-ст.

Стандарт распространяется на клеи для производства древесины клееной из шпона хвойных и лиственных пород (далее ДКШ/LVL), предназначенной для изготовления конструкционных элементов, бруса многослойного клееного из шпона, в том числе продольно срощенного, несущих клееных деревянных конструкций из бруса многослойного клееного из шпона (далее КДК из ДКШ/LVL).

Вводится в действие на территории РФ с 1 января 2025 года.

Источник: cntd.ru

2

Минстрой: все предусмотренные Техрегламентом способы обоснования равнозначны

На одном из порталов правовой информации опубликовано письмо Минстроя России № 29456-ОГ/08 от 07.11.2024 “О применении документов в области градостроительной деятельности”.

В письме Минстрой напоминает, что безопасность зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, обеспечивается посредством соблюдения требований “Технического регламента о безопасности зданий и сооружений” (384-ФЗ) и требований, устанавливаемых одним или несколькими документами, предусмотренными ст.6 384-ФЗ, в числе которых:

– национальные стандарты Российской Федерации и (или) своды правил (часть национального стандарта и (или) свода правил), предусматривающие требования безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, которые применяются со дня включения таких требований в реестр требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства (реестр требований);

– международные стандарты, региональные стандарты и своды правил, стандарты и своды правил иностранных государств;

– стандарты организаций;

– результаты применения предусмотренных ч.6 ст.15 384-ФЗ способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла.

Минстрой сообщает, что данные способы являются равнозначными, применение любого из них обеспечивает соблюдение требований 384-ФЗ.

Как ранее сообщал портал ЕРЗ.РФ, Минстрой в письме № 53973-АС/08 от 17.09.2024 извещал, что стандарты организации, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде стандартов до 01.09.2024, не могут применяться в целях обеспечения безопасности согласно 384-ФЗ, поскольку они не проходили соответствующие процедуры в рамках требований указанного закона (не были его доказательной базой).

Источник: cntd.ru

 

3

Внесены изменения в Методику по разработке и применению нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.10.2024 № 695/пр внесены изменения в действующую Методику по разработке и применению нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве.

Изменения вносятся в части:

– возникновения трудноустранимых потерь и отходов при устройстве конструктивных асфальтобетонных слоев дорожных одежд автомобильных дорог;

– нормативов трудноустранимых потерь и отходов асфальтобетонных смесей для устройства конструктивных слоев дорожных одежд на автомобильных дорогах общего пользования.

Источник: cntd.ru

 

4

Минстрой дал пояснения о вводе в эксплуатацию ЕИС "Стройкомплекс.РФ"

На одном из порталов правовой информации опубликовано письмо Минстроя России № 26179-ОГ/00 от 04.10.2024 “О вводе в эксплуатацию единой государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности “Стройкомплекс.РФ”.

Напомним, что приказом Минстроя России № 568/пр от 27.08.2024 с 28 августа текущего года ЕИС “Стройкомплекс.РФ” введена в эксплуатацию.

ЕИС “Стройкомплекс.РФ” создана на основе инфраструктуры, обеспечивающей эксплуатацию и функционирование государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности РФ с использованием ее программных и технических средств.

Постановлением Правительства РФ № 1389 от 26.08.2023 определено, что ЕИС “Стройкомплекс.РФ” вступает в силу со дня ввода системы в эксплуатацию Минстроем России.

Постановлением Правительства РФ № 1047 от 05.08.2024 внесены изменения в ЕИС “Стройкомплекс.РФ”. В частности, подсистема “Реестр требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства” заменена на подсистему “Реестр требований, подлежащих применению при выполнении инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации и сносе объектов капитального строительства”.

Постановление Правительства РФ № 1047, которым вносятся изменения в Постановление Правительства РФ № 1389, вступило в силу с 01.09.2024.

Таким образом, изменения в Постановление № 1389, вносимые Постановлением № 1047, вступили в силу после ввода в эксплуатацию ЕИС “Стройкомплекс.РФ” и вступления в силу Постановления № 1389.

Источник: cntd.ru

 

5

Главгосэкспертиза получила доступ ко всем содержащимся в ЕГРЗ сведениям о типовой проектной документации

На портале правовой информации опубликован приказ Минстроя России № 704/пр от 18.10.2024 “О внесении изменений в Порядок ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 115/пр”.

Приказ № 704/пр с 01.12.2024 вносит изменения в Порядок ведения Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации (ПД) объектов капитального строительства (ЕГРЗ) и предоставления содержащихся в нем сведений и документов.

Согласно документу, подведомственное Минстрою России государственное (бюджетное или автономное) учреждение получит дополнительные возможности при работе с ЕГРЗ.

Речь идет о ФАУ “Главгосэкспертиза России” (ГГЭ), поскольку именно оно уполномочено принимать решения о признании функционально-технологического, конструктивного, инженерно-технического и иного решения, содержащегося в типовой ПД, типовом проектном решении.

ГГЭ будет предоставлено право получать содержащиеся в ЕГРЗ документы о типовой ПД, сведения о ней и иные необходимые данные в полном объеме. Кроме того, учреждение получит возможность зарегистрироваться в электронном сервисе реестра “личный кабинет” ЕГРЗ для реализации полученных полномочий.

Источник: cntd.ru

 

6

Минстрой дал пояснения о вводе в эксплуатацию ЕИС "Стройкомплекс.РФ"

На одном из порталов правовой информации опубликовано письмо Минстроя России № 26179-ОГ/00 от 04.10.2024 “О вводе в эксплуатацию единой государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности “Стройкомплекс.РФ”.

Напомним, что приказом Минстроя России № 568/пр от 27.08.2024 с 28 августа текущего года ЕИС “Стройкомплекс.РФ” введена в эксплуатацию.

ЕИС “Стройкомплекс.РФ” создана на основе инфраструктуры, обеспечивающей эксплуатацию и функционирование государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности РФ с использованием ее программных и технических средств.

Постановлением Правительства РФ № 1389 от 26.08.2023 определено, что ЕИС “Стройкомплекс.РФ” вступает в силу со дня ввода системы в эксплуатацию Минстроем России.

Постановлением Правительства РФ № 1047 от 05.08.2024 внесены изменения в ЕИС “Стройкомплекс.РФ”. В частности, подсистема “Реестр требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства” заменена на подсистему “Реестр требований, подлежащих применению при выполнении инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации и сносе объектов капитального строительства”.

Постановление Правительства РФ № 1047, которым вносятся изменения в Постановление Правительства РФ № 1389, вступило в силу с 01.09.2024.

Таким образом, изменения в Постановление № 1389, вносимые Постановлением № 1047, вступили в силу после ввода в эксплуатацию ЕИС “Стройкомплекс.РФ” и вступления в силу Постановления № 1389.

Источник: cntd.ru

 

7

Корректировка действующих и разработка новых сводов правил

Росстандарт опубликовал очередные уведомления о разработке новых и изменении действующих СП.

Уведомление о разработке проекта свода правил СП “Проект организации строительства, проект организации работ по сносу (демонтажу), проект производства работ. Правила разработки и оформления” относится к своду правил, который вводится впервые и устанавливает порядок разработки и оформления проекта организации строительства (ПОС), проекта организации работ по сносу (демонтажу) объекта капитального строительства (ПОРС), проекта производства работ (ППР). Требования СП распространяются на строительство новых, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства (ОКС), а также снос или демонтаж зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения.

СП содержит требования к разработке и оформлению ПОС, ПОРС, ППР, формы документов, входящих в состав ПОС, потребность в кадрах, основных строительных машинах, механизмах, транспортных средствах, электроэнергии, воде, сжатом воздухе, жилье, временных инвентарных зданиях и складах.

ПОС входит в состав проектной документации и определяет в том числе продолжительность и очередность строительства (реконструкции, капитального ремонта) основных и вспомогательных зданий и сооружений, технологических узлов и этапов работ, а также этапов строительства.

ПОРС разрабатывается в составе ПОС либо в качестве отдельного документа при условии, что требуется только снос (демонтаж) здания (сооружения) без последующего строительства нового объекта, и определяет весь комплекс мероприятий и работ по ликвидации здания (сооружения) для освобождения территории земельного участка.

ППР разрабатывается на основе проектной и рабочей документации для определения эффективных методов и условий выполнения строительно-монтажных работ с определением последовательности и сроков выполнения работ, профессионального и квалификационного состава рабочих кадров и комплектов средств механизации, условий охраны труда и выполнения требований контроля качества.

Уведомление о разработке проекта свода правил Изменения № 3 к СП 7.13130.2013 “Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности” относится к разрабатываемому СП, который устанавливает требования пожарной безопасности к системам отопления, вентиляции и кондиционирования.

Уточняются требования:

• к пределу огнестойкости элементов креплений (подвески) конструкций воздуховодов систем вытяжной противодымной вентиляции, прокладываемых снаружи здания;

• к пределам огнестойкости ограждающих строительных вентиляционных камер и транзитных воздуховодов систем общеобменной вентиляции в зданиях III, IV степеней огнестойкости;

• к удельной площади помещения, приходящейся на одно дымоприемное устройство;

• к условиям защиты безопасных зон для размещения людей с ограниченными возможностями передвижения с учетом введения дополнительных положений в СП 1.13130.2020 “Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы”;

• к условиям подогрева подаваемого в помещения безопасных зон воздуха;

• к расстояниям между дымоприемными устройствами в составе систем вытяжной противодымной вентиляции и устройствами приема наружного воздуха в составе систем приточной противодымной вентиляции, обеспечивающими возмещение удаляемого объема продуктов горения приточным воздухом;

• к условиям деления дымовых зон на части в зависимости от средней температуры продуктов горения;

• к необходимости защиты системами вытяжной противодымной вентиляции тупиковых участков коридоров;

• к условиям защиты системами вытяжной противодымной вентиляции помещений общественного назначения площадью 50 кв.м и более с постоянным пребыванием людей или с постоянными рабочими местами, предназначенных для хранения или использования горючих веществ и материалов;

• к условиям защиты системами вытяжной противодымной вентиляции помещений торговых залов и офисных помещений площадью не более 800 кв.м, примыкающих через дверные проемы к коридорам, холлам, рекреациям, атриумам и пассажам, защищенным системами вытяжной противодымной вентиляции;

• к условиям защиты системами вытяжной противодымной вентиляции производственных помещений категорий В1, В2, В3, а также помещений общественного назначения площадью до 200 кв.м с постоянным пребыванием людей или с постоянными рабочими местами, предназначенных для хранения или использования горючих веществ и материалов, примыкающих через дверные проемы к коридорам, холлам, рекреациям, атриумам и пассажам, защищенным системами вытяжной противодымной вентиляции;

• к условиям защиты системами вытяжной противодымной вентиляции помещений любого функционального назначения, встроенных в одноэтажные здания, конструктивно изолированных от них и имеющих эвакуационные выходы непосредственно наружу;

• к области применения клапанов избыточного давления – как обычных, так и огнестойких и пр.

Введено дополнительное приложение, касающееся методики расчетного определения минимального количества дымоприемных устройств в составе системы вытяжной противодымной вентиляции с механическим побуждением тяги и минимального расстояния между такими устройствами.

В СП вносится и ряд других изменений.

Уведомление о разработке проекта свода правил СП “Сети и системы водоснабжения и водоотведения. Основные положения” регламентирует ряд положений СП, который разрабатывается впервые в связи с переходом на параметрическое нормирование.

Стандарт устанавливает обязательные функциональные и ключевые требования к объектам технического регулирования независимо от конструкции и исполнения в соответствии с требованиями Стратегии перехода к параметрическому методу нормирования.

В область нормирования входят здания, сооружения и трубопроводы, их основания, строительные конструкции, помещения, сети и системы инженерно-технического обеспечения, элементы планировочной структуры, стройматериалы, строительные изделия, трубы, фитинги, аппараты, оборудование, машины и механизмы, а также связанные с ними процессы инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и ликвидации (сноса), работы и услуги в указанных сферах деятельности.

Уведомление о разработке проекта свода правил Изменение № 5 к СП 118.13330.2022 “СНиП31-06-2009 Общественные здания и сооружения” предусматривает следующие изменения:

• раздел “Требования к объемно-планировочным решениям” дополнен требованиями к мероприятиям при уменьшении габаритных размеров гардеробов;

• в разделе “Обеспечение надежности и безопасности общественных зданий” исправлена техническая ошибка и несоответствие СП 1.13130, класс стекла изменен на СМ4;

• внесено уточнение по использованию стекла класса СМ4. Приложение В содержит перечень помещений, размещение которых допускается в подземных и цокольном этажах, стилобатной части общественного здания;

• исправлена техническая ошибка и несоответствие СП 4.13130, исключено ограничение площади магазинов в первых подземных этажах.

Уведомление о разработке проекта свода правил изменение № 4 к СП 59.13330.2020 “СНиП35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения” (МГН) вносит в свод правил следующие изменения:

• устанавливается, что устройство тактильных напольных указателей размещается на участках пола на основных путях движения в общественных зданиях только перед открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами, а перед дверными проемами в помещения – по заданию на проектирование;

• исключено дублирование требований пожарной безопасности в части требований к расстоянию эвакуационных выходов от мест обслуживания МГН;

• СП дополнен требованием к минимальной ширине дверей из помещения хранения автомобилей в соответствии с требованиями пожарной безопасности;

• СП дополнен требованием по обеспечению потребности всех групп инвалидности (Ml-M4), размещению парковочных мест в подземных стоянках автомобилей и на любом этаже.

Уведомление о разработке проекта свода правил Изменение № 2 к СП 54.13330.2022 “СНиП31-01-2003 Здания жилые многоквартирные” вносит в свод правил следующие изменения:

• исключено ограничение на размещение пристроенных предприятий питания с числом мест более 50;

• исключено ограничение размещения колясочных на первых этажах здания;

• исключено ограничение размещения кладовых на первом нежилом, цокольном и подвальном этажах многоквартирного жилого здания;

• исключена техническая ошибка, слова “технических подполий” заменены на слова “технических этажей”.

• исключено дублирование требований пожарной безопасности в части минимальной ширины и максимального уклона лестничных маршей;

• дополнено требование по гидроизоляции и устройстве технического пространства при размещении технических помещений под помещениями с мокрыми процессами.

Источник: cntd.ru

 

8

Развитие строительного надзора обсудили на IX Межрегиональной конференции органов регионального государственного строительного надзора субъектов РФ

Актуальные вопросы осуществления контрольно-надзорной деятельности обсудили участники IX Межрегиональной конференции органов регионального государственного строительного надзора субъектов Российской Федерации. В рамках мероприятия выступили заместители министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко и Константин Михайлик.

В начале пленарной сессии “Перспективы совершенствования законодательства в области градостроительства и строительного надзора” Сергей Музыченко зачитал приветствие министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина. Для развития сферы контрольно-надзорной деятельности при строительстве зданий и сооружений регионам России необходимо регулярно обмениваться опытом и передовыми практиками.

В своем выступлении замминистра отметил, что важнейшей контрольной функцией органов государственной власти в строительной отрасли является осуществление строительного надзора, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о градостроительной деятельности и проектной документации. “Совершенствование вопросов осуществления государственного строительного надзора является одним из приоритетных направлений деятельности Минстроя России. От качества выполнения функций строительного надзора напрямую зависят развитие строительной отрасли, создание комфортной и безопасной среды для жизни, а также сопутствующей инфраструктуры для работы и отдыха граждан России”, – сообщил Сергей Музыченко.

Реформа контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти нацелена на устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности и повышение уровня социально-правовой ответственности. Также замминистра подробно остановился на вопросах осуществления строительного контроля на территории новых регионов РФ.

Константин Михайлик в рамках IX Межрегиональной конференции органов регионального государственного строительного надзора субъектов РФ принял участие в круглом столе “Цифровизация и применение средств объективного контроля в строительстве”. В своем докладе замминистра рассказал о единых стандартах взаимодействия участников градостроительной деятельности, которые должны быть прописаны, систематизированы и внедрены в работу через “цифровые” инструменты.

“Вопросы взаимосвязи между строительным надзором и участниками “цифровой вертикали”, среди которых органы контроля, застройщики, исполнители, субподрядчики, являются особенно важными для развития строительной отрасли. Цифровизация функций строительного контроля положительно влияет на ускорение процессов инвестиционно-строительного цикла. В результате этого быстрее возводятся объекты жилья, коммунальной, промышленной, транспортной и социальной инфраструктуры, которых с нетерпением ждут жители нашей страны”, – сообщил Константин Михайлик.

Также замминистра рассказал, что за последние годы весь цикл деятельности государственного строительного надзора в части осуществления контроля на объекте переведен в машиночитаемый и машинопонимаемый формат. Таким образом, “цифровое” пространство становится основанием, к которому можно достраивать модули программного обеспечения, программ и информационных продуктов. В заключение своего выступления Константин Михайлик подробно остановился на системе контроля хода строительства объектов, которую применяет ФБУ “Ростройконтроль”.

Источник: cntd.ru

Будьте с нами и читайте подборку самых важных строительных новостей недели в одном дайджесте

Иван Дубинин

Маркетолог компании 
«Мобильные решения для строительства»

Пролистать наверх