5 – 12 марта
ДАЙДЖЕСТ СТРОЙНОВОСТЕЙ
#101
11 НОВОСТЕЙ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ
РАССЫЛКА ДАЙДЖЕСТА
Одно письмо в неделю с важными
новостями строительной отрасли
В ПОДБОРКЕ СЕГОДНЯ
- 1. Единое цифровое пространство в строительстве появится к 2024 году
- 2. Правительство поручило пересчитать софт, потребность в кадрах и деньгах для BIM
- 3. Столичный стройкомплекс приобщается к BIM-технологиям
- 4. До 2025 года создадут Единую платформу формирования сметной стоимости строительства
- 5. НОПРИЗ подготовил стандарты для цифрового строительства
- 6. Определен порядок работы Единого заказчика в сфере строительства
- 7. Минстрой намерен актуализировать Административный регламент аттестации экспертов
- 8. Минстрой дополнительно сообщил рекомендуемые индексы изменения сметной стоимости на I квартал 2021 года
- 9. Росстандарт внес изменения в перечень документов в области стандартизации по обеспечению требований в сфере пожарной безопасности
- 10. Разработан проект национального стандарта на метод ускоренных испытаний на долговечность гидроизоляции подземных частей зданий и сооружений
- 11. С 01.07.2021 вводится новый СП 30.13330.2020, устанавливающий требования к внутренним системам водоснабжения и водоотведения
1
Единое цифровое пространство в строительстве появится к 2024 году
Единое цифровое пространство в сфере строительства может появиться в ближайшие три года, сообщил первый заместитель начальника ФАУ «Главгосэкспертиза» Вадим Андропов.
«Говоря о единой платформе, мы имеем в виду многослойный цифровой конвейер. Он позволит интегрировать данные и выйти на новый уровень их анализа и обработки», – сказал Вадим Андропов во время круглого стола в рамках Российской строительной недели.
По его словам, сейчас необходимо сделать акцент на информации, научиться обмениваться ею и сделать ее доступной для всех участников жизненного цикла.
«Работая параллельно и обмениваясь данными, мы сможем избежать тех ошибок, которые совершаем сейчас, и оптимизировать процедуру экспертизы», – добавил Андропов.
Напомним, одной из целей работы ФАУ «Главгосэкспертиза» является повышение эффективности при строительстве и эксплуатации объектов.
Источник: stroi.mos.ru
2
Правительство поручило пересчитать софт, потребность в кадрах и деньгах для BIM
Для того, чтобы понять весь масштаб проблемы, Дмитрий Чернышенко поручил:
1. Минстрою России и Минцифры России совместно с заинтересованными организациями провести аудит функциональных возможностей отечественного ПО для использования государственными и муниципальными заказчиками при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства с использованием BIM.
Срок исполнения поручения в части проектирования и экспертизы – до 9 апреля с.г., в части строительства – до 10 мая, в части эксплуатации – до 10 июня с.г.
2. До 16 марта Минстрой России и Минобразования России должны представить в Минцифры потребность в обучении кадров для перехода к обязательному использованию BIM государственными и муниципальными заказчиками, проекты программ обучения BIM, включая повышение квалификации и переподготовку специалистов, а также предложения по привлечению учебных заведений для массового обучения специалистов в 2021 году.
3. Минцифры России совместно с АНО «Цифровая экономика», Университетом Иннополис и Университетом НТИ 2035 до 23 марта с.г. должны представить в правительство предложения по финансированию массового обучения специалистом технологиям информационного моделирования в 2021 году.
Отметим, что в результате подписания постановления правительства России №331 об обязательном использовании с 1 января 2022 года BIM при проектировании объектов госзаказа, у госзаказчиков, в госэкспертизе и в проектных компаниях должны появиться более 40 тысяч специалистов в области BIM.
Источник: ancb.ru
3
Столичный стройкомплекс приобщается к BIM-технологиям
Столичный стройкомплекс готовится к переходу на BIM-технологии. С 1 января в российской столице будут проектировать при помощи BIM все социальные, культурные, спортивные и образовательные объекты, возводимые за счёт городского бюджета. В этом году в Москве спроектируют таким образом 10 жилых и социальных объектов.
Об этом в минувший четверг в ходе круглого стола «Применение BIM-технологии в строительстве», состоявшегося в рамках Российской строительной недели, сообщил первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Олег Рындин.
Он напомнил, что согласно постановлению правительства № 331, с 1 января 2022 года применение BIM-технологии станет обязательным для всех проектов, реализуемых за счет бюджетных средств.
«В планах московских властей сделать обязательным применение BIM при проектировании социальных, культурных, спортивных и образовательных объектов, возводимых за счет городского бюджета. В рамках этой работы в 2021 году мы планируем предложить еще 10 объектов социального и жилого назначения для проведения экспериментов с BIM на этапах проектирования, экспертизы и строительства», — анонсировал Рындин.
По его словам, городские власти решили в опережающем темпе разработать нормативно-правовые акты и нормативно-технические документы по применению BIM, учитывающих специфику реализации инвестиционно-строительных проектов в Москве. Не менее важная задача — создание центров компетенций по BIM во всех органах исполнительной власти Москвы, причастных к строительству и эксплуатации зданий и сооружений. «Надо направить усилия на подготовку кадров, в первую очередь заказчиков всех уровней», — подчеркнул Рындин.
В настоящее время, по словам представителя департамента, в столице накоплен успешный опыт применения технологий информационного моделирования. В Нагатинском Затоне, например, с 2019 года по программе реновации реализуется «пилотный» проект строительства жилого дома с использованием BIM-технологий. Второй объект реализуется на Судостроительной, 15, — в феврале прошлого года проектная документация и информационная модель объекта прошли госэкспертизу, работа по объекту продолжается.
«Отмечу, что в ходе работы над проектом была развернута совместная работа в единой среде общих данных, как проектировщиков, осуществляющих создание информационной модели по различным разделам с взаимной координацией работ, так и представителей заказчика — Московского фонда реновации жилой застройки. Это позволило на ранних этапах проектирования согласовывать проектные решения, исключить коллизии и ошибки в проекте и снизить количество технически не проработанных решений, которые могут быть выявлены на этапе строительства», — заключил Олег Рындин.
Источник: sroportal.ru
4
До 2025 года создадут Единую платформу формирования сметной стоимости строительства
Подводя основные итоги 2020 года, Андрей Савенков отметил важность введения в действие Единой федеральной сметно-нормативной базы (ФСНБ-2020), которая дополнена пятью пакетами изменений. Пятые изменения к ФСНБ-2020, утвержденные главой Минстроя России Иреком Файзуллиным 9 февраля 2021 года, вступают в действие 31 марта. Они предусматривают принятие 1304 новых и актуализированных сметных норм, а также 145 позиций сметных цен строительных ресурсов. С учетом последних дополнений в ФСНБ-2020 включено уже более 2500 сметных цен строительных ресурсов, 4400 новых и актуализированных сметных норм, и расценок. Из них более 2300 новых, в том числе 99 – разработаны Главгосэкспертизой России.
Андрей Савенков также напомнил участникам круглого стола, что работа по созданию Единой федеральной сметно-нормативной базы началась с момента так называемой «разморозки расценок» – возможности применения при проектировании и строительстве федеральных единичных расценок (ФЕР), введенной Федеральным законом от 27.06.2019 № 151-ФЗ.
«Актуализация ФСНБ-2020 ведется сейчас в постоянном режиме, а одна из главных задач обеспечения перехода к ресурсно-индексному методу – формирование сметно-нормативной базы в уровне цен 2021 года», – подчеркнул начальник Управления сметного нормирования Главгосэкспертизы России.
С 1 марта 2021 года во ФГИС ЦС введены в эксплуатацию личные кабинеты оптовых поставщиков строительных ресурсов, до конца месяца планируется внедрение личных кабинетов субъектов РФ и госкомпаний. Тем самым будет обеспечена полная автоматизация процесса сбора данных о стоимости строительных ресурсов для расчета и размещения индексов изменения сметной стоимости строительства и индексов к элементам затрат.
С 2019 года расчетным методом пересчитаны и опубликованы Индексы для 73 субъектов Российской Федерации по полной или частичной номенклатуре видов объектов капитального строительства. Начаты расчет и публикация Индексов по статьям затрат. К настоящему времени опубликованы Индексы по статьям затрат для 8 субъектов Российской Федерации.
«В первом квартале 2021 года готовность пересчитать индексы заявили 17 субъектов», – рассказал Андрей Савенков. В ближайшее время, по словам спикера, также будет завершена разработка еще трех методик определения сметной стоимости – в дополнение к 13, ранее утвержденным Минстроем, и 15 готовящимся к утверждению на данный момент.
Еще одна ключевая задача переходного периода – доработка федеральной информационной системы ценообразования в строительстве, которая позволит обеспечить до 2022 года автоматизацию сбора цен от поставщиков, субъектов РФ и госкомпаний, а позднее – и от электронных торговых площадок.
Таким образом, до 2025 года должна быть завершена работа по созданию единой платформы формирования сметной стоимости строительства, которая выведет строительный рынок на новый уровень интеграции и автоматизации процессов – аналогично единой цифровой платформе экспертизы (ЕЦПЭ), внедрение которой с 1 июня 2020 года уже позволяет значительно повысить качество и скорость работы экспертных организаций. Кроме того, генеральная задача создания и развития ФГИС ЦС, как и в случае ЕЦПЭ, – интеграция с информационными системами федеральных органов исполнительной власти через сервисы системы межведомственного взаимодействия, в том числе с Минфином (Казначейство России, ФНС России), Минпромторгом и Минтрансом (Росавиация, Росморречфлот, Росавтодор), а также с основными сервисами Минстроя России – государственной информационной системой «Единый государственный реестр заключений» и государственной информационной системой обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации.
Согласно плану мероприятий по трансформации системы ценообразования, работа по интеграции ФГИС ЦС с электронными сервисами федеральных органов власти должна быть выполнена уже в течение 2021 года, а с ГИС ЕГРЗ и ГИСОГД РФ – в 2022 году.
Также до 2025 года ФГИС ЦС будет интегрирована с электронными торговыми площадками, что позволит повысить точность расчетов за счет получения дополнительных сведений о ценах строительных ресурсов на основе фактических сделок на сырьевых биржах. На этом же этапе будут расширены сервисы и функции ФГИС ЦС, которые позволят автоматизировать сметное нормирование.
Источник: ancb.ru
5
НОПРИЗ подготовил стандарты для цифрового строительства
Рабочая группа «Строительство» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» может смело приступать к формированию и внедрению основных образовательных программ высшего и среднего профобразования с учётом задач цифровой трансформации отрасли, — для этого у неё имеются «все необходимые основания», считают в Национальном объединении изыскателей и проектировщиков. Данные «основания» на недавнем совещании в Иннополисе, прошедшем под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, изложила заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ Надежда Прокопьева.
Напомним, что мероприятие было посвящено обсуждению задач обновления образовательных программ высшего и среднего профессионального образования в целях подготовки кадров для отраслей экономики, механизмов решения проблемы дефицита ИТ-кадров и способов повышения уровня знаний преподавательского состава вузов. В повестке совещания также значились такие вопросы как определение перечня профессиональных стандартов, которые необходимо актуализировать с целью введения цифровых компетенций, и выбор федеральных образовательных стандартов, в рамках которых должны быть разработаны рекомендуемые к тиражированию примерные образовательные программы в 2021 году.
Исходя из доклада Прокопьевой, НОПРИЗ и отраслевым СПК уже актуализировано 14 профессиональных стандартов. Шесть стандартов уже рассмотрены Национальным советом по квалификациям при Президенте России, и в скором времени будут утверждены Министерством труда.
Надежда Прокопьева привела примеры учета цифровых умений и знаний в проекте профессионального стандарта «Специалист по организации архитектурно-строительного проектирования», сообщила о вступлении в законную силу профстандарта «Специалист в сфере информационного моделирования в строительстве», а также о разработке для среднего звена профобразования нового федерального образовательного стандарта «Информационное моделирование в строительстве».
Источник: sroportal.ru
6
Определен порядок работы Единого заказчика в сфере строительства
На официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru опубликовано распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2020 года № 337-р, определяющее, какие объекты капитального строительства могут быть включены в программу деятельности публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» на 2021 год и плановый период. Кроме того, с 28 февраля вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2020 года № 221, утверждающее правила предоставления субсидий.
Принятый ранее Федеральный закон от 22 декабря 2020 года № 435-ФЗ «О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определил порядок создания, правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью Единого заказчика. Отдельным распоряжением Правительства Российской Федерации вице-премьер Марат Хуснуллин был назначен председателем Наблюдательного совета компании. Генеральным директором компании стал заместитель руководителя департамента строительства Москвы Карен Оганесян. В Наблюдательный совет компании вошли глава Минстроя России Ирек Файзуллин и начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов.
Сейчас продолжается принятие новых подзаконных актов, определяющих порядок работы Единого заказчика. Согласно распоряжению № 337-р в программу деятельности Единого заказчика могут быть включены такие объекты, которые находятся или будут находиться в государственной собственности Российской Федерации, как:
– объекты, выполнение инженерных изысканий, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция (в том числе с проведением работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) которых предусмотрены решениями, указанными в части 4 статьи 6 Федерального закона Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 435-ФЗ «О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за счет средств федерального бюджета и которые включены или подлежат включению в федеральную адресную инвестиционную программу;
– объекты, финансовое обеспечение капитального ремонта которых осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Постановление № 221 определило, что субсидии предоставляются Единому заказчику в виде имущественных взносов Российской Федерации на цели осуществления государственных полномочий (функций), возложенных на компанию Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 435-ФЗ и не связанных с обеспечением выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства, которые находятся или будут находиться в государственной собственности РФ.
Источник: gge.ru
7
Минстрой намерен актуализировать Административный регламент аттестации экспертов
Проект приказа Минстроя России “Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по аттестации, переаттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий” размещен для общественного обсуждения на портале https://regulation.gov.ru/p/113745.
Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур, а также порядок взаимодействия Минстроя России с заявителями и органами государственной власти при предоставлении государственной услуги по аттестации, переаттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе продления срока действия ранее выданного квалификационного аттестата.
В обновленном регламенте предусмотрена возможность проведения аттестационной сессии в дистанционной форме. Такая форма аттестации станет доступна заявителям с 1 января 2022 г. Остальные положения приказа вступят в силу после его регистрации Минюстом и будут действовать до 1 сентября 2026 г.
Общественное обсуждение документа продлится до 17 марта 2021 года.
Источник: cntd.ru
8
Минстрой дополнительно сообщил рекомендуемые индексы изменения сметной стоимости на I квартал 2021 года
На интернет-портале Минстроя России опубликовано письмо ведомства от 24.02.2021 N 6799-ИФ/09 “О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2021 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ”.
В дополнение к письмам N 1886-ИФ/09 от 22.01.2021, N 3290-ИФ/09 от 30.01.2021, N 5363-ИФ/09 от 12.02.2021 Минстрой России подготовил новые рекомендуемые величины индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2021 года, в том числе величины индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ.
В дополнение к указанному письму ведомство сообщило о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства (СМР) в I квартале 2021 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости СМР, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ (ПР).
В качестве приложения к данному письму включены:
– индексы изменения сметной стоимости СМР и ПР по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на I квартал 2021 года;
– индексы изменения сметной стоимости по элементам прямых затрат по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на I квартал 2021 года;
– индексы изменения сметной стоимости СМР по объектам строительства “Автомобильные дороги” и “Искусственные дорожные сооружения”, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок на I квартал 2021 года;
– индексы изменения сметной стоимости СМР, определяемых с применением отраслевой сметно-нормативной базы на I квартал 2021 года.
Одновременно сообщается, что индексы для субъектов РФ, которые отсутствуют в Приложениях к письмам N 1886-ИФ/09 от 22.01.2021, N 3290-ИФ/09 от 30.01.2021, N 5363-ИФ/09 от 12.02.2021, будут сообщены дополнительно.
Источник: cntd.ru
9
Росстандарт внес изменения в перечень документов в области стандартизации по обеспечению требований в сфере пожарной безопасности
На сайте федерального агентства опубликован приказ Росстандарта N 234 от 4 марта 2021 года “О внесении изменений в приложение к приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июля 2020 г. N 1190 “Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”.
В реестр были включены следующие своды правил:
СП 10.13130.2020 “Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования”;
СП 477.1325800.2020 “Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности”;
СП 484.1311500.2020 “Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования”;
СП 485.1311500.2020 “Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования”;
СП 486.1311500.2020 “Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования”.
Источник: cntd.ru
10
Разработан проект национального стандарта на метод ускоренных испытаний на долговечность гидроизоляции подземных частей зданий и сооружений
Разработан проект национального стандарта:
Проект ГОСТ Р Конструкции гидроизоляционные. Метод ускоренных испытаний на долговечность гидроизоляции подземных частей зданий и сооружений
Разработчиком документа является: ООО “ЦТКАО”.
Срок публичного обсуждения проекта: 11.03.2021-10.05.2021.
Источник: cntd.ru
11
С 01.07.2021 вводится новый СП 30.13330.2020, устанавливающий требования к внутренним системам водоснабжения и водоотведения
Приказом Минстроя РФ от 30.12.2020 N 920/пр утвержден СП 30.13330.2020 “СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий” (далее – СП 30.13330.2020).
СП 30.13330.2020 затрагивает деятельность специалистов, осуществляющих эксплуатацию:
– производственных зданий;
– общественных зданий высотой до 50 м;
– жилых зданий высотой не более 75 м;
– многофункциональных зданий;
– здания одного функционального назначения.
Новый свод правил вступает в силу 01.07.2021.
СП 30.13330.2020 устанавливает требования к внутренним системам водопровода и канализации зданий.
Нормы, устанавливающие требования к внутренним системам водопровода и канализации зданий, в целом изменений не претерпели.
С момента вступления в силу СП 30.13330.2020 признается не подлежащим к применению СП 30.13330.2016 “СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий” (далее – СП 30.13330.2016).
Обращаем внимание, что СП 30.13330.2016 отменяется, за исключением его пунктов, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений“, утвержденный постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 N 985 (далее – Перечень), до внесения соответствующих изменений в Перечень (п.20 Перечня).
То есть, положения СП 30.13330.2016, включенные в Перечень, будут применяться на обязательной основе до момента возможного изменения самого Перечня. В свою очередь, положения СП 30.13330.2020, вводимого в действие с 01.07.2021, будут применяться на добровольной основе (если они при этом не противоречат обязательным положениям СП 59.13330.2016).
Таким образом, с 01.07.2021 специалистам, осуществляющим эксплуатацию указанных зданий, в своей деятельности следует руководствоваться требованиями:
– СП 30.13330.2020;
– обязательными положениями СП 30.13330.2016, включенными в Перечень.
Источник: cntd.ru
Будьте с нами и читайте подборку самых важных строительных новостей недели в одном дайджесте
Иван Дубинин
Маркетолог компании
«Мобильные решения для строительства»