9 — 16 июля

ДАЙДЖЕСТ СТРОЙНОВОСТЕЙ

#119

11 НОВОСТЕЙ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ

РАССЫЛКА ДАЙДЖЕСТА

Одно письмо в неделю с важными
новостями строительной отрасли

В ПОДБОРКЕ СЕГОДНЯ

1

НОПРИЗ опубликовал Концепцию совершенствования системы отраслевого техрегулирования

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков представило широкой публике проект Концепции совершенствования системы технического регулирования и оценки соответствия в строительстве. Документ является одной из составных частей проекта «Новый ритм строительства», разработанного в рабочей группой «Агрессивное развитие инфраструктуры» под руководством вице-премьера Марата Хуснуллина.

В разработке Концепции национальное объединение принимало самое деятельное участие. Курировал работу над документом вице-президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров, он же презентовал документ в начале июля на конференции «Промышленная политика в сфере строительства», состоявшейся в рамках Международной промышленной выставки «Иннопром-2021».

Концепция предназначена для определения стратегических направлений совершенствования системы технического регулирования в строительстве, целей, задач и методов их решения. Её основная цель — обеспечение инструментами и средствами технического регулирования реализации национальных целей и задач, установленных президентом РФ в Послании Федеральному собранию и включенных в проект Стратегии «Агрессивное развитие инфраструктуры».

В концепции детально изложены выявленные в результате экспертной работы слабые места и возможные точки роста и развития системы технического регулирования и оценки соответствия в проектировании и строительстве, определены направления совместной работы ответственных ФОИВ и профессионального сообщества.

Реализовывать Концепцию планируется в два этапа. К 2024 году предполагается оптимизировать и сократить сроки реализации инвестиционно-строительных проектов и создать необходимые условия для внедрения инновационных материалов и технологий в разумные сроки. К 2030 году – оптимизировать структуру нормативной базы и системы управления техническим регулированием отрасли, сократив до минимума административные процедуры и оптимизировав соотношение количества обязательных и добровольных требований в строительстве без ущерба для безопасности зданий и сооружений.

К Концепции прилагается дорожная карта по её реализации, которая включает 23 мероприятия по анализу, разработке и подготовке предложений и документов различного уровня. Основными исполнителями мероприятий являются Минстрой, Минпромторг, Росаккредитация, Росстандарт, Ростехнадзор, НОПРИЗ и НОСТРОЙ при участии МЧС, РСС, РСПП и ТПП. Во избежание межведомственных конфликтов в техническом регулировании предлагается сформировать механизм их разрешения с привлечением профессиональных экспертов. Согласно плану, он должен появиться в 2022 году в сотрудничестве Мипромторга и Минстроя.

Источник: sroportal.ru

2

Главный СП 48.13330.2019 «Организация строительства» меняют из-за перехода на BIM

ТК 465 «Строительство» 465 вынес на публичное обсуждение проект Изменения №1 к СП 48.13330.2019 «Организация строительства. СНиП 12-01-2004». У профессионального сообщества есть месяц на выработку замечаний и предложения.

Как указывается в представленном пакете документов, Изменения № 1 к СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004.выполнено ФГБОУ ВО «НИУ МГСУ» (руководитель разработки -д-р техн. наук,проф. А.А. Лапидус, ответственный исполнитель –канд. техн. наук, доц. Т.К. Кузьмина, исполнитель – А.Ю. Юргайтис) и ООО «НИИ ПТЭС» (канд. техн. наук, доц. Д.В. Топчий).». Проект Изменения №1 к СП 48.13330.2019 разработан в соответствии с Планом разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, сводов правил на 2021 год, утвержденным приказом Минстроя России от 01 марта 2021 года № 99/пр.

Основание для проведения работы – переход строительной отрасли на технологии информационного моделирования, в связи с чем необходимо провести:

— актуализацию действующих нормативно-технических документов на предмет внедрения передовых технологий и установления ограничений на использование устаревших технологий в проектировании и строительстве;

— принятие новых нормативно-технических документов в строительной сфере, необходимых для осуществления поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве, в том числе в жилищном строительстве.

Основные задачи разработки изменения к своду правил следующие:

— внедрение новых материалов и технологий;

— учет положений законодательства Российской Федерации и действующих нормативных документов;

— определение требований к процедуре входного контроля проектной документации объекта капитального строительства;

— определение количественного показателя верификационного (выборочного) контроля, осуществляемого в ходе строительного контроля застройщика (технического заказчика);

— разработка положения по применению технологии информационного моделирования (ТИМ) на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства;

— разработка положения по использованию Классификатора строительной информации и государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации (ГИСОГД РФ).

— учет результатов НИОКР: «Разработка научно-обоснованных требований к разработке проектов организации строительства (ПОС) с использованием технологий информационного моделирования».

Как сообщают разработчики документа в пояснительной записке, внесение Изменения №1 в СП 48.13330.2019 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства», уточнение дополнительных пунктов в действующей редакции Свода правил позволят значительно сократить потенциальные нарушения участниками строительства организационных аспектов производства, что напрямую влияет на сроки, качество и безопасность производства работ. Совершенствование и регламентирование системного подхода к формированию организационно-технологических решений, контрольным процедурам на стадии строительного производства устранит вольное трактование участникам строительства ряда положений нормативных документов, конкретизирует проводимые верификационные процедуры участниками строительства для установления оптимального баланса системы «затраты на строительный контроль – качество готовой строительной продукции».

При этом внедряемые положения по использованию технологий информационного моделирования в вопросах организации строительства должны обеспечить следующий эффект при реализации инвестиционно-строительного проекта:

— сокращение сроков строительства за счет алгоритмизированной схемы взаимодействия участников строительства, электронного документооборота, оптимизации текущего и оперативного планирования производственной деятельности: до 10%;

— сокращение затрат на строительство за счет внедрения инструментов автоматизированного строительного контроля, технологий информационного моделирования при подготовке организационно-технологических решений и планировании производственной деятельности: до 20%.

Технический Совет Национального объединения строителей намерен провести всестороннее рассмотрение данного документа и предлагает направлять замечания и предложения до 16 июля в Секретариат Технического Совета на электронный адрес s.khvoinskiy@nostroy.ru.

При этом замечания и предложения по проекту СП в течения месяца официально будет принимать Научно-исследовательский институт проектирования, технологии и экспертизы строительства (НИИ ПТЭС) на адрес Е-mail:mail@niiexp.com.

Источник: ancb.ru

3

Минстрой подправит правила формирования BIM-моделей

Минстрой намерен скорректировать Правила формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, утверждённые постановлением правительства №1431 от 15 сентября 2020 года. Соответствующий проект изменений опубликован для общественного обсуждения и продлится до 19 июля.

Проектом постановления предлагается внести изменения в состав сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель. В частности, их предлагается дополнить данными о результатах инженерных изысканий в виде «цифровой модели местности, содержащей в своем составе цифровую модель ситуации и цифровой модели рельефа (в объеме данных о рельефе местности)».

Состав сведений о проектной документации предлагается дополнить «трехмерной моделью в составе графической части разделов 2, 3, 4, 5 и 6 (в объеме строительного генерального плана основного периода строительства) для объектов производственного и непроизводственного назначения, а также в части разделов 3, 4 и 5 (в объеме ситуационного плана района и плана полосы отвода) для линейных объектов».

Часть сведений из информационных моделей авторы документа предлагают исключить. Это «графическая часть исполнительной документации, выполненная в виде трехмерной модели», а также «графическая часть проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, выполненная в виде трехмерной модели».

В министерстве считают, что обновлённые правила будут содействовать устранению в отрасли избыточных административных барьеров и «упорядочиванию» нормативных технических требований, применяемых субъектами градостроительной деятельности (т.е. строителями, изыскателями, проектировщиками и экспертными организациями).

Источник: sroportal.ru

4

Цифровой паспорт объекта капитального строительства запустят в 2021 году

Новый элемент интерактивного управления городом – цифровой паспорт объекта капитального строительства – будет запущен в столице, сообщил руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.

Паспорт объединит все данные об объекте, включая информационные модели, документы и структурированные сведения из них, а также уникальный идентификатор.

«Каждый атрибут цифрового паспорта, а их сейчас более 200, сформирован на основании данных из градостроительных документов, которые будут поступать из электронных баз информации и размещаться на единой платформе», – рассказал Сергей Лёвкин на круглом столе «Цифровая трансформация строительной отрасли. Инновационные технологии в строительстве», который прошел в рамках Московского урбанфорума.

По его словам, в цифровой паспорт планируется загружать данные с умных стройплощадок. Это значит, что можно будет получить анализ ситуации не только из оцифрованных документов, а также в режиме реального времени.

«Случится это, когда в паспорте появится информационная модель. Так будет достигнут тот самый синергетический эффект, о котором мы говорим, когда обсуждаем внедрение цифровой экосистемы. Данные станут полезными для города, застройщика и жителей», – добавил Лёвкин.

Руководитель Департамента информационных технологий Эдуард Лысенко подчеркнул, что использование больших данных – один из ключевых элементов управления современным мегаполисом.

«Анализ информации позволяет получить полную и достоверную картину практически любого процесса. Она основана на математических вычислениях, и именно в этом ценность такой аналитики при принятии управленческих решений. В строительной сфере большие данные позволят не только в режиме реального времени контролировать ход возведения и соблюдение сроков, но и предупреждать возможные риски», – отметил Эдуард Лысенко.

Доступ к цифровому паспорту позволит участникам строительства формировать клиентский путь – планировать все этапы реализации проекта с учетом его текущего состояния, а будущим жильцам – получать информацию о ходе работ и принимать участие в решении градостроительных вопросов.

Директор ГБУ «Мосстройинформ» Юлия Куликова заявила, что порядок взаимодействия всех участников строительства при формировании паспорта, правила создания уникального идентификатора и атрибутивный состав будут закреплены соответствующим нормативным правовым актом.

«Паспорт позволяет осуществлять мониторинг за ходом реализации объектов капитального строительства от стадии проектирования до вовлечения в налоговый оборот.

Мы принципиально не останавливаемся на разрешении на ввод, потому что построенное здание – это еще не все, оно должно использоваться и приносить пользу городу», – пояснила Юлия Куликова.

Источник: stroi.mos.ru

5

НОСТРОЙ «дожимает» условия пересмотра цены госконтрактов

Минстрой России поддержал инициативу НОСТРОЙ о снижении предельного уровня цены госконтрактов, чью стоимость возможно пересмотреть по причине роста цен на стройресурсы. Соответствующий проект постановления правительства появился в начале июля на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.

Согласно документу, предельная стоимость контракта должна быть снижена со 100 млн рублей до 15 млн.  В Национальном объединении строителей пристально следят за прохождением своей инициативы по коридорам власти и просят коллег-саморегуляторов активно её поддержать в ходе общественного обсуждения на уровне регионов.

Напомним, что снизить предельную стоимость контрактов для пересмотра в связи с ростом цен на строительные материалы НОСТРОЙ предложил после того, как Минстрой вместе с Минфином дали понять, что вносить изменения в 44-ФЗ не намерены, потому как законом и без того предусмотрена возможность корректировки цены контракта по соглашению его сторон (п. 8 ч. 1 ст. 95). Правда, стоимость таких контрактов должна быть выше 100 млн рублей, а срок их действия превышать 1 год. Таких контрактов у строителей не много: по данным НОСТРОЙ, всего лишь около 9%. Поэтому в национальном объединении и родились инициативы, направленные на поддержку более массового сегмента «контрактников».

Кроме вышеупомянутого снижения предельной стоимости контракта, которую можно пересмотреть в связи с объективными обстоятельствами, в НОСТРОЙ предложили разработать методику расчёта и обоснования роста стоимости контракта, убрать ограничение (более года) по сроку действия таких контрактов и поддержать подрядчиков на капремонте многоквартирных домов, предоставив возможность пересматривать и их контракты из-за роста цен на стройматериалы.

Проект необходимой методики уже разработан Минстроем и обсуждён профсообществом, проект ФЗ по сроку действия контракта внесён в Госдуму, проект с дополнениями в постановление правительства № 615, позволяющими пересматривать цену контрактов на капремонт, активно обсуждается на площадке Минстроя.

Источник: sroportal.ru

6

Мосты и тоннели теперь будут строить по новым правилам

Минстрой России актуализировал нормативные документы, регламентирующие проектирование и строительство транспортных сооружений, — СП 35 «Мосты и трубы» и СП 122 «Тоннели железнодорожные и автодорожные». Документы вступили в действие 1 июля.

Работа по актуализации нормативных документов велась при активном участии Минтранса России, Росавтодора, ТК 418 «Дорожное хозяйство». При актуализации СП 35 основное внимание было уделено проблемам безопасности движения автомобилей по мостам — водоотводу, барьерным ограждениям, деформационным швам. В документ включены требования по современным методам расчета конструкций мостов на основе нелинейного подхода учета материалов, методы нелинейного расчёта разрешены к применению при строительстве железобетонных мостов.

Также актуализированный документ обеспечивает возможность применения новых материалов, которые прошли проверку не только в лаборатории, но и в реальных конструкциях при опытном проектировании и строительстве мостов. Это – новые классы арматуры, стали, высокопрочные бетоны классов выше В60, композитные материалы. По оценке экспертов, применение разрешенных в своде правил новых материалов и конструкций позволит снизить материалоемкость и увеличить скорость строительства малых и средних мостов.

Одним из наиболее важных результатов изменения СП 122 «Тоннели железнодорожные и автодорожные» является повышение уровня безопасности при строительстве и эксплуатации транспортных тоннелей и сохранность окружающей застройки за счет увеличения достоверности и точности геотехнических расчетов, определяющих надежность и экономичность проектируемого тоннельного объекта. Выбор эффективной защиты сооружений от грунтовых и агрессивных вод повышает долговечность конструкций подземных транспортных сооружений, увеличивает межремонтные сроки и обеспечивает эксплуатационную безопасность тоннелей.

«Внесенные изменения упрощают и ускоряют процессы проектирования, а также во многих случаях позволяют отказаться от разработки специальных технических условий», — отмечают в ФАУ «ФЦС».

Источник: sroportal.ru

7

Утверждены типовые условия контрактов по 44-ФЗ на проведение строительного контроля

Типовые условия утверждены приказом Минстроя России от 18.03.2021 N 160/пр.
     
Применение типовых условий контрактов предусмотрено (подп.»г» п.2 Информационной карты типовых условий контракта, утвержденной приказом Минстроя России от 18.03.2021 N 160/пр):
     
     1) только в отношении объектов, финансирование (софинансирование) которых осуществляется в соответствии с государственной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
     
     2) только для контрактов, исполнителем по которым является ФБУ «Федеральный центр строительного контроля».
     
Типовые условия не применяются при выполнении работ по строительству:
     
     1) объектов за пределами территории РФ;
     
     2) линейных объектов;
     
     3) объектов, в отношении которых осуществляются работы по сохранению объекта культурного наследия.
     
Напомним, что применение типовых условий становится обязательным по истечении 30 календарных дней после их размещения в ЕИС (п.15 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606).
     
Утверждение проекта контракта без учета типовых условий может повлечь наложение административного штрафа в размере 3 тыс. рублей (ч.4.2 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях).    

Источник: cntd.ru

8

Минстрой утвердил требования к подаче данных для мониторинга цен строительных ресурсов

C 5 июля вступил в силу приказ Минстроя России от 30 декабря 2020 года N 893/пр «Об утверждении форм предоставления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов». Приказ зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2021 года (регистрационный N 63964).
     
Приказ Минстроя России от 30 декабря 2020 года N 893/пр разработан в соответствии с пунктом 24 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, принятых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года N 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов», и утверждает общие требования к оформлению данных, предоставляемых во ФГИС ЦС обладателями информации, в том числе:
     
     — форму предоставления информации о юридических лицах, их обособленных подразделениях, осуществляющих деятельность по производству на территории Российской Федерации, ввозу на территорию Российской Федерации и (или) перевозке на территории Российской Федерации строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов;
     
     — форму предоставления информации об отпускной цене (цене реализации) строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, произведенных на территории Российской Федерации, предусмотренной договорами купли-продажи (поставки), заключенными между покупателями и лицами, осуществившими их производство на территории Российской Федерации, средневзвешенной по объемам и цене их реализации за отчетный период, и об отпускной цене (цене реализации) строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, ввезенных в Российскую Федерацию, предусмотренной договорами купли-продажи (поставки), заключенными между покупателями и лицами, осуществившими ввоз в Российскую Федерацию в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, средневзвешенной по объемам и цене их реализации за отчетный период;
     
     — форму предоставления информации о цене строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, реализуемых на территории Российской Федерации, которая устанавливается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории Российской Федерации деятельность по оптовой торговле такими строительными материалами, изделиями, конструкциями, оборудованием, машинами и механизмами, подтвержденной прейскурантами, подписанными руководителем юридического лица и (или) индивидуальным предпринимателем (или уполномоченными ими лицами), и информация о которой размещена в сети Интернет;
     
     — формы предоставления информации о цене услуг по перевозке строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов судами морского (внутреннего водного) и воздушного транспорта, транспортными средствами автомобильного транспорта на территории Российской Федерации, предусмотренной договорами перевозки, заключенными между перевозчиками и отправителями таких строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, за отчетный период с распределением по видам перевозок, средневзвешенной по объемам и цене предоставления услуг за отчетный период;
     

     — форму предоставления информации о размере платы за временное владение и пользование железнодорожными грузовыми вагонами, предусмотренном договорами аренды, заключенными между собственниками и арендаторами грузовых вагонов, средневзвешенном по объемам и размеру платы за отчетный период.

Источник: cntd.ru

9

"Кодекс" возглавил проектный технический комитет по стандартизации "Умные (SMART) стандарты" (ПТК 711)

6 июля 2021 года руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Антон Шалаев подписал приказ об организации деятельности проектного технического комитета по стандартизации «Умные (SMART) стандарты» (ПТК 711).
     
Первое установочное заседание комитета состоялось в Екатеринбурге и было приурочено к Международной промышленной выставке «ИННОПРОМ-2021». Участники обсудили потребности промышленности в SMART-стандартах и ведущуюся в данном направлении работу.
     
Цель созданного комитета — выработка единых подходов к машиночитаемому и машинопонимаемому представлению документов по стандартизации для обеспечения их широкого внедрения в промышленности России.
     
Председателем ПТК 711 назначен генеральный директор АО «Кодекс» Сергей Тихомиров. Функции секретариата возложены на ФГУП «Стандартинформ». Всего в комитет вошли представители 26 организаций.

Источник: cntd.ru

10

Правительство утвердило Стратегию развития аддитивных технологий

Укрепление научного и кадрового потенциала, совершенствование нормативно-правовой базы, активизация процессов импортозамещения — такие приоритеты обозначены в Стратегии развития аддитивных технологий на период до 2030 года, утверждённой Председателем Правительства Михаилом Мишустиным.
     
Аддитивное производство (3D-печать) предполагает создание изделий методом послойного наращивания. Как отметил на заседании правительства 24 июня Михаил Мишустин, этот способ позволяет заметно сократить время от разработки до выпуска готовой продукции, снизить потребление энергии, а главное — создавать такие изделия и конструкции, появление которых ранее казалось невозможным.
     
Стратегия акцентирует внимание на ключевых технологиях, необходимых для формирования конкурентоспособной отрасли. Речь идёт, в частности, об освоении печати биологических тканей, высокоточных объектов для авиакосмической и атомной промышленности, элементов жилых домов. Для этого необходимо наладить серийный выпуск оборудования для 3D-печати, комплектующих и материалов, используемых в производстве. Важнейшим отраслевым проектам, как указано в документе, будет обеспечена государственная поддержка.
     
Формирование новой высокотехнологичной отрасли потребует принятия современных стандартов и регламентов. В то же время регуляторные и организационные барьеры, мешающие развитию экспорта и кооперации, должны быть минимизированы. Для укрепления кадрового потенциала предлагается продолжить актуализацию профессиональных и образовательных стандартов, запустить мониторинг потребностей отрасли в квалифицированных специалистах.
     
Ожидается, что реализация стратегии позволит увеличить объём российского рынка аддитивных технологий более чем в три раза, станет дополнительным стимулом для инновационного развития отечественной экономики.

Источник: cntd.ru

11

Минтруд классифицировал производственные опасности

В целях более качественной работы с профессиональными рисками в системе управления охраной труда Министерство труда и социальной защиты РФ разработало рекомендации с классификацией опасностей, существующих на производстве. Цель документа – наиболее точно оценивать риски, своевременно выявлять негативные факторы и при необходимости разрабатывать меры профилактики.

Соответствующий документ — министерский приказ с утверждёнными рекомендациями — размещён на портале проектов нормативных правовых актов. Предполагается, что он вступит в силу 1 марта 2022 года.

Опасности в рекомендациях классифицируются: по видам профессиональной деятельности работников (работы на высоте, с опасными инструментами, электричеством и т.п.); по источникам возникновения опасностей на рабочих местах (электричество, радиация, шум, вибрация, механические и химические источники и т.д.); по видам причиняемого ущерба здоровью работника (профессиональные заболевания, травмы).

Отдельно выделяются опасности, связанные с профессиональными и личностными качествами работников — недостаток образования, квалификации, низкий уровень самодисциплины, а также опасности, не связанные с деятельностью на производстве — неблагоприятный климат, работа в пространстве (над землёй, под водой), наличие поблизости техногенных источников опасности (плотин, электростанций, линий электропередач, магистральных трубопроводов и т.п.).

В министерстве отмечают, что работодатели могут и сами дополнять список опасностями, которые существуют в связи со спецификой их деятельности. В рекомендациях Минтруда содержатся способы, по которым можно найти и распознать опасность. Один из них – анализ государственных нормативных требований охраны труда, где уже описано большинство известных опасностей и предложены способы их «нейтрализации».

Источник: sroportal.ru

Будьте с нами и читайте подборку самых важных строительных новостей недели в одном дайджесте

Иван Дубинин

Маркетолог компании 
«Мобильные решения для строительства»

Пролистать наверх