13 — 20 мая

ДАЙДЖЕСТ СТРОЙНОВОСТЕЙ

#159

НОВОСТЕЙ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ

РАССЫЛКА ДАЙДЖЕСТА

Одно письмо в неделю с важными
новостями строительной отрасли

1

Минстрой реформирует систему стройконтроля и стройнадзора

Минстрой анонсировал реформу института строительного контроля и надзора, с этой целью в министерстве готовят «дорожную карту», утвердить которую планируют в июне. Об этом на организованной НОПРИЗ конференции «Организационно-технологические решения при проведении строительного контроля объектов капстроительства» сообщил замминистра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко.

По словам замминистра, изменений в самой структуре оценки соответствия зданий и сооружений установленным требованиям Минстрой не планирует, но отдельные функции строительного надзора перейдут на уровень стройконтроля (там, где он осуществляется государственными учреждениями и организациями). Главным нововведением станет повышение требований к компетенции лиц, осуществляющих строительный контроль и надзор.

В рамках пересмотра нормативной базы будет введено четкое разграничение и персонификация ответственности между контролем и надзором. Требования к специалистам и организациям, осуществляющим строительный контроль, предполагается усилить, а роль института научно-технического сопровождения проектов, который также занимается оценкой соответствия проектных и строительных решений и может стать инструментом строительного контроля в обеспечении качества и безопасности строительства, планируется повысить.

В новой редакции Технического регламента о безопасности зданий и сооружений будет сформирован исчерпывающий перечень требований, обеспечивающих безопасность зданий и сооружений, – он заменит существующие сегодня перечни документов обязательного и добровольного применения. «Фактически мы уходим от проблемнейшего вопроса: от разработки СТУ на отклонение от каждого обязательного требования», — подчеркнул Музыченко.

Замминистра положительно оценил активность НОПРИЗ в разработке сводов правил и профессиональных стандартов, анонсировал уже запланированную актуализацию СП по строительному контролю и отметил важность для отрасли вопрос подготовки кадров для строительного контроля и надзора, над чем сегодня работают МГСУ и НОПРИЗ. Однако первоочередной задачей, по словам замминистра, пока остаётся не обучение кадров «с нуля», а повышение квалификации и переподготовка действующих специалистов.

 Источник: sroportal.ru

2

Утверждены новые национальные и межгосударственные стандарты для специалистов в области строительства

ГОСТ Р 70091-2022 «Крышки и решетки водоотводных лотков и лотков для прокладки инженерных коммуникаций. Общие технические требования и методы контроля» утвержден приказом Росстандарта от 6 мая 2022 года N 277-ст.
     
Стандарт устанавливает общие технические требования и методы контроля крышек и решеток водоотводных лотков и лотков для прокладки инженерных коммуникаций, выполненных из различных материалов. Стандарт распространяется на крышки и решетки лотков линейных водоотводных систем, предназначенных для приема и отвода поверхностных сточных вод и лотков инженерных коммуникаций на транспортных и других сооружениях. Стандарт не распространяется на изделия систем кабельных лотков и коробов.
     
Вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.
     
ГОСТ 17410-2022 «Контроль неразрушающий. Трубы металлические бесшовные. Методы ультразвуковой дефектоскопии» утвержден приказом Росстандарта от 5 мая 2022 года N 266-ст.
     
Стандарт устанавливает требования к проведению ультразвукового контроля сплошности металла бесшовных труб круглого сечения. Стандарт распространяется на методы ультразвукового контроля с применением автоматизированного, механизированного и ручного контроля труб для выявления различных дефектов (типа нарушения сплошности и однородности металла), расположенных на наружной и внутренней поверхностях, а также в толще стенок труб, и обнаруживаемых ультразвуковым дефектоскопическим оборудованием. Действительные размеры дефектов, их форма и характер настоящим стандартом не устанавливаются. Размеры настроечных отражателей не рассматриваются как минимальные размеры дефектов, обнаруживаемых при контроле.
     
Вводится в действие на территории РФ с 1 августа 2022 года.
     
ГОСТ ISO 10863-2022 «Неразрушающий контроль сварных соединений. Ультразвуковой контроль. Применение дифракционно-временного метода (TOFD)» утвержден приказом Росстандарта от 5 мая 2022 года N 265-ст.
     
Стандарт устанавливает требования к применению дифракционно-временного метода (TOFD) в полу- или полностью автоматизированном режиме ультразвукового контроля сварных соединений, полученных сваркой плавлением в металлах минимальной толщиной 6 мм. Метод предназначен для контроля сварных соединений изделий с полным проплавлением простой геометрической формы в виде листов, труб и сосудов, в которых металл сварного шва и основной металл относятся к низколегированной стали. Если это указано и целесообразно, то метод TOFD также может быть применим для контроля сварных соединений изделий из других металлов, для которых характерно низкое затухание ультразвука (преимущественно из-за рассеяния).
     
Вводится в действие на территории РФ с 1 августа 2022 года.    

ГОСТ Р 70062-2022 «Материалы гибкие рулонные гидроизоляционные полимерные (термопластичные и эластомерные). Общие технические условия» утвержден приказом Росстандарта от 5 мая 2022 года N 267-ст.
     
Стандарт распространяется на гибкие рулонные полимерные (термопластичные и эластомерные) материалы, предназначенные для гидроизоляции зданий, в том числе от грунтовой влаги и воды, и устанавливает технические требования, методы испытаний, а также требования к маркировке.
     
Вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.
     
ГОСТ Р 70086-2022 «Материалы гибкие рулонные гидроизоляционные битумосодержащие. Общие технические условия» утвержден приказом Росстандарта от 5 мая 2022 года N 268-ст.
     
Стандарт распространяется на гибкие рулонные гидроизоляционные битумосодержащие материалы (далее — материалы), предназначенные для устройства вторичной защиты при гидроизоляции зданий и сооружений, а также устанавливает классификацию, технические требования, методы испытаний, требования к маркировке.
     
Вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.
     
ГОСТ Р 70087-2022 «Краски водно-дисперсионные для систем фасадных теплоизоляционных композиционных с наружными штукатурными слоями. Технические условия» утвержден приказом Росстандарта от 5 мая 2022 года N 269-ст.
     
Стандарт распространяется на водно-дисперсионные краски для систем фасадных теплоизоляционных композиционных (далее — краски), предназначенные для устройства декоративно-защитного финишного слоя фасадной теплоизоляционной композиционной системы с наружными штукатурными слоями (СФТК), применяемые при строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений. Стандарт устанавливает технические требования к данным краскам и декоративно-защитным покрытиям на их основе, методам их контроля, а также требования безопасности и охраны окружающей среды.
     
Вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.
     
ГОСТ Р 70088-2022 «Бревна и заготовки оцилиндрованные. Технические условия» утвержден приказом Росстандарта от 5 мая 2022 года N 270-ст.   

Стандарт распространяется на оцилиндрованные бревна и оцилиндрованные заготовки для строительства.
     
Вводится в действие на территории РФ с 1 января 2023 года.
     
ГОСТ Р 70090-2022 «Материалы геосинтетические бентонитовые рулонные для гидроизоляции. Общие технические условия» утвержден приказом Росстандарта от 5 мая 2022 года N 273-ст.
     
Стандарт распространяется на геосинтетические бентонитовые рулонные материалы для гидроизоляции (далее — глиноматы), применяемые для гидроизоляции туннелей, фундаментов и подземных частей зданий и сооружений, устройства противофильтрационных экранов при строительстве объектов размещения коммунальных, промышленных, радиоактивных отходов и их рекультивации, устройства противофильтрационных экранов земляных насыпей автомобильных и железных дорог, объектов нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности, объектов агропромышленного комплекса, устройства противофильтрационных завес гидротехнических сооружений. Стандарт устанавливает классификацию и технические требования к изготовлению, безопасности, правилам приемки, методам испытаний, транспортированию и хранению. Стандарт может быть использован при разработке стандартов и технических условий на конкретные виды изделий.
     
Вводится в действие на территории РФ с 1 июня 2022 года.

Источник: cntd.ru

3

Комментарий Минстроя о регулирующем воздействии свода правил "Посадочные площадки. Правила проектирования"

В связи с распространением в СМИ и сети Интернет публикаций о новом своде правил (СП) 511.1325800.2022 «Посадочные площадки. Правила проектирования», Минстрой России разъясняет его положения в целях исключения некорректного восприятия регулирующего воздействия документа и устанавливаемых им требований.

Разработка СП 511.1325800.2022 «Посадочные площадки. Правила проектирования» (СП 511) была инициирована профессиональным сообществом для обеспечения создания авиационной инфраструктуры на нефтегазовых месторождениях в рамках задачи по загрузке Северного морского пути. Подготовка и утверждение указанного свода правил обоснованы тем, что в нормативной базе отсутствовал документ, регламентирующий требования к проектированию посадочных площадок, в особенности на нефтегазовых месторождениях и других труднодоступных территориях. Это вызывало необходимость разработки специальных технических условий (СТУ) на такие объекты, что усложняло процедуру прохождения экспертизы проектной документации и в конечном итоге повышала стоимость их строительства.

СП 511 устанавливает дифференцированные требования для посадочных площадок самолетов, предназначенных для коммерческих воздушных перевозок, выполнения авиационных работ, самолетов общего назначения, вертолетов на поверхности, приподнятых, а также палубных посадочных площадок, в том числе в зависимости от типа покрытия (искусственное по классам, грунтовое), а также требования к объектам инфраструктуры посадочных площадок.

При этом в соответствии с общими положениями СП 511 состав объемных зданий и сооружений наземной инфраструктуры посадочных площадок определяется на этапе разработки технического задания на проектирование с учетом функционального назначения в соответствии с действующими нормативными и правовыми актами. Таким образом, указанный свод правил не устанавливает обязательных требований по наличию объектов инфраструктуры посадочных площадок, включая наличие зданий с раздельными зонами для обслуживания пассажиров и грузов, зонами предполетного контроля безопасности, помещений для сотрудников и обработки почты.

Кроме того, согласно СП 511, при проектировании посадочных площадок для самолетов, предназначенных для коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, следует предусматривать оснащение посадочных площадок необходимыми зданиями, сооружениями и оборудованием в зависимости от их назначения, района размещения, интенсивности полетов воздушных судов, прогнозных значений объемов пассажирских и грузовых перевозок, планируемых к осуществлению авиационных работ. Таким образом, требования к наличию служебно-пассажирских зданий (с зоной предполетного контроля безопасности и помещениями для обработки почты) предусмотрено только для нужд коммерческих воздушных перевозок и дифференцировано.

По оценке экспертов, увеличения стоимости строительства посадочных площадок при использовании СП 511 не происходит. Так, например, Начальник управления по научной работе и сертификации Института гражданской авиации «Аэропроект» Максим Суладзе отмечает: «Утвержденный СП 511 не увеличивает стоимость строительства посадочных площадок, напротив, новый свод правил расширяет возможности строительства авиационной инфраструктуры и снижает неэффективные финансовые и временные затраты. По сути документ даёт необходимую нормативную основу и инструменты для создания разных объектов в зависимости от конкретных имеющихся задач и условий местности. Также данный свод правил вводит в правовое поле фактически установившиеся и наиболее эффективные практики возведения посадочных площадок».

Кроме того, введение специальных требований при использовании посадочных площадок для размещения автожиров, планеров и дельтапланов не требуется. В этой связи ограничения на использование посадочных площадок для такого вида воздушных судов согласно области применения СП 511 не предусмотрено.

В СП 511 указаны различные требования к ширине взлетно-посадочной полосы (ВПП), что не является разночтением или противоречием. Так, например, п.5.10 устанавливаются требования к посадочным площадкам для самолетов, предназначенных для коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, а п.5.35 установлены требования к ширине ВПП для самолетов авиации общего назначения. Кроме того, рассматриваемые ширины ВПП устанавливаются в зависимости от типа воздушных судов.

Наличие дизельных автономных электростанций и удаление посадочных площадок от границ ЛЭП не менее, чем на 500 метров, основаны на действующих требованиях Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории» (ФАП-69) и методических пособий ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект», а также требованиях Правил устройства электроустановок и необходимости обеспечения требований пожарной безопасности. Именно с таким подходом в последние годы размещаются посадочные площадки, поэтому установленные нормы не приведут к изменениям стоимости возведения соответствующих объектов.

Наличие сертифицированных элементов системы светосигнального оборудования устанавливается Воздушным кодексом Российской Федерации. Вместе с тем аналогичные требования СП 511 применимы только для соответствующих объектов инфраструктуры посадочных площадок и их оборудования при наличии соответствующих требований в составе задания на проектирование в соответствии с указанным сводом правил. Дополнительных сертификационных процедур и иного регулирующего воздействия для «проверенных производителей света» документом не установлено.

Таким образом, новый СП 511 не устанавливает излишних и обязательных требований, в том числе ведущих к необоснованному удорожанию строительства посадочных площадок. Более того, документ позволяет не разрабатывать СТУ, что сокращает как административные, так и финансовые издержки.

Следует отметить, что до утверждения СП 511 прошел все установленные процедуры: публичное обсуждение, экспертизу технического комитета (ТК) 465 «Строительство», в рамках которого все замечания Ассоциации «Аэропорт» были приняты и учтены. Свод правил также был согласован с Министерством транспорта Российской Федерации (Минтранс России) и Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация).

Источник: cntd.ru

4

Первые российские стандарты по управлению отходами строительных материалов

Приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утверждена новая серия национальных стандартов «Отходы строительных материалов, образуемые при сносе зданий». В серию на сегодняшний день вошли:      
     
ГОСТ Р 70052-2022 «Отходы строительных материалов, образуемые при сносе зданий. Правила сортировки и транспортирования»;
     
ГОСТ Р 70101-2022 «Отходы строительных материалов, образуемые при сносе зданий. Правила подготовки к дроблению»;
     
ГОСТ Р 70102-2022 «Отходы строительных материалов, образуемые при сносе зданий. Классификация»;
     
ГОСТ Р 70103-2022 «Отходы строительных материалов, образуемые при сносе зданий. Требования к сортируемым отходам и их дроблению».
     
Новые стандарты были разработаны с целью устранения барьеров для перехода к более эффективному управлению в отрасли обращения с отходами и впервые в отечественной практике нормативно устанавливают классификацию и требования к сортируемым строительным отходам от сноса зданий и сооружений, в том числе при реконструкции и капитальном ремонте, а также устанавливают требования к их дроблению для применения в производстве некоторых видов вторичной продукции и позволяют оптимизировать систему обращения с данными видами отходов.
     
Мировая практика и опыт отдельных стран, накопленный за последние десятилетия, показывают положительную динамику в части утилизации отходов от строительных материалов, образуемых в результате сноса объектов капитального строительства. Подходы и методы, а также нормативная основа в случае каждой страны индивидуальны, однако общим подходом является необходимость извлечения максимальной пользы из образовавшихся отходов, снижение объемов отходов, направляемого на захоронение, при невозможности снизить собственно отходообразование.
     
Вместе с тем работы по стандартизации в области обращения с отходами будут продолжены. Учитывая существующую практику утилизации некоторых видов отходов, таких как отходы бетона, железобетона, кирпича, стекла, предприятия отрасли планируют разработать стандарты на вторичные материальные ресурсы, которые являются товарными продуктами в результате утилизации отходов, образующихся в результате сноса объектов капитального строительства. Исходя из анализа текущего рынка переработки и спроса производителей строительных материалов актуальной является разработка стандартов на битум, пластиковый гранулят и другие сырьевые материалы, которые могут быть получены в процессе переработки строительных отходов. Наличие документов по стандартизации в данной сфере обеспечит закрепление определенных физико-химических характеристик и свойств материалов, удовлетворяющих требованиям заводов — изготовителей строительной продукции, и упростит процесс легитимного обращения с такими отходами.
     
Стандарты были разработаны ООО «ПСМ-Стандарт» при участии экспертов в области строительных отходов в рамках деятельности технического комитета по стандартизации N 144 «Строительные материалы и изделия» (ТК 144). Первый стандарт серии, определяющий правила сортировки и транспортирования отходов, начнет действовать уже в ноябре 2022 года, остальные стандарты вводятся в действие с 1 февраля 2023 года.

Источник: cntd.ru

5

Расширен перечень работ, которые можно осуществлять до разрешения на строительство

Опубликовано Постановление Правительства РФ от 16 мая 2022 N 880 о внесении изменений в перечень видов подготовительных работ, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства.

Постановление существенно расширяет перечень, ранее утвержденный Постановлением от 7 ноября 2020 года N 1798.

Теперь с момента направления проектной документации на экспертизу застройщики вправе проводить инженерную подготовку территории, включая строительство канализационных коллекторов, поселка для проживания строителей, сооружений для управления стройкой, осуществлять перенос и переустройство инженерных сетей.

Кроме того, разрешены практически все виды земляных работ и устройство подпорных стен, если планируется реконструкция объекта.

Документом установлены виды работ, которые можно выполнять до получения разрешения на строительство для объектов федерального, регионального и местного значения. Включенные в перечень подготовительные работы можно выполнять, если они «не причиняют существенного вреда окружающей среде и её компонентам».

Источник: cntd.ru

6

Минстрой опубликовал описание атрибутивного состава ЦИМ для проектирования, строительства и эксплуатации согласно СП 333

Минстрой России опубликовал описание атрибутивного состава ЦИМ для проектирования, строительства и эксплуатации согласно СП 333.1325800.2020 «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла» в виде XML-схем.
     
Описание содержания приложений:
     
Приложение 1 — Корневая XML-схема, используемая на всех этапах жизненного цикла на различных уровнях проработки моделей;
     
Приложение 2 — XML-схемы наборов атрибутов информационной модели уровня проработки “Проектная модель» в соответствии с СП 333.1325800.2020;
     
Приложение 3 — XML-схемы документов, обеспечивающих выполнение выделенных в ходе НИР процедур на этапе проектирования;
     
Приложение 4 — XML-схемы наборов атрибутов информационной модели уровня проработки «Исполнительная модель» в соответствии с СП 333.1325800.2020;
     
Приложение 5 — XML-схемы наборов атрибутов информационной модели уровня проработки «Строительная модель» в соответствии с СП 333.1325800.2020;
     
Приложение 6 — XML-схемы документов, обеспечивающих выполнение выделенных в ходе НИР процедур на этапе строительства;
     
Приложение 7 — XML-схемы наборов атрибутов информационной модели уровня проработки «Эксплуатационная модель» в соответствии с СП 333.1325800.2020;
     
Приложение 8 — XML-схемы документов, обеспечивающих выполнение выделенных в ходе НИР процедур на этапе эксплуатации;
     
Приложение 9 — Отчет об апробации разработанных XML-схем;
     
Приложение 10 — Проект приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о реализации информационного взаимодействия при ведении информационной модели объекта капитального строительства в электронном виде.

Источник: cntd.ru

7

Обнародованы актуальные индексы изменения сметной стоимости строительства во II квартале

Опубликовано письмо Минстроя России N 20846-ИФ/09 от 12.05.2022 «О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2022 года, в том числе величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ».

Письмо подготовлено в дополнение к письму Минстроя N 19281-ИФ/09 от 29.04.2022.

Индексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 года в соответствии с положениями Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства (ИИСС), утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 N 326/пр, с использованием данных ФАУ «Главгосэкспертиза России», органов исполнительной власти субъектов РФ за I квартал 2022 года с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.

В письме строительное ведомство сообщает о рекомендуемой величине ИИСС во II квартале 2022 года, в том числе о величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР), индексов изменения сметной стоимости пусконаладочных работ (ПНР).

В качестве приложения к данному письму включены:

     • ИИСС СМР и ПНР по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на II квартал 2022 года для Сибирского федерального округа (СФО);

     • ИИСС по элементам прямых затрат по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на II квартал 2022 года для Центрального федерального округа (ЦФО), Северо-Западного федерального округа (СЗФО), Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), Приволжского федерального округа (ПФО), Дальневосточного федерального округа (ДФО);

     • ИИСС СМР по объектам строительства «Электрификация железных дорог» и «Железные дороги» на II квартал 2022 года для ЦФО, СЗФО, ЮФО, СКФО, ПФО, УФО, СФО, ДФО;

     • Индексы изменения сметных цен услуг на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом на II квартал 2022 года для ЦФО, ПФО, УФО, СФО, ДФО.

Одновременно сообщается, что индексы для субъектов РФ, которые отсутствуют в Приложениях к настоящему письму и письму Минстроя России N 19281-ИФ/09 от 29.04.2022, будут сообщены дополнительно.

Источник: cntd.ru

Будьте с нами и читайте подборку самых важных строительных новостей недели в одном дайджесте

Иван Дубинин

Маркетолог компании 
«Мобильные решения для строительства»

Пролистать наверх